Ковалева Антонина Ивановна
Консультация «Новый подход к использованию русских народных игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Вырастить здоровых, красиво сложенных детей, непростая задача. По данным научного центра здоровья детей РАМН одним из первых мест в мире среди заболеваний детей является нарушение функций опорно-двигательного аппарата.
В МБДОУ разработана и действует система физкультурно-оздоровительных мероприятий:
- утренняя гимнастика с коррекционными упражнениями, дыхательной гимнастикой;
-физкультурные занятия; физминутки; коррекционная гимнастика после сна с упражнениями на дыхание и «дорожкой здоровья»
Публикация «Консультация „Новый подход к использованию русских народных игр“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Народная культура, фольклор
- Русские народные игры
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Но через систему занятий решить задачи по укреплению опорно-двигательного аппарата было недостаточно. Поэтому возникла необходимость поиска эффективных путей коррекции нарушений функций опорно-двигательного аппарата в условиях детского сада и семьи.
Новым подходом к системе оздоровительных мероприятий стали русские народные подвижные игры коррекционной направленности.
Особенностью этих игр является то, что движения в них направлены непосредственно:
а) На формирование правильной осанки, где важным фактором является тренировка навыка и удержания головы и туловища в положении прямо (грудь вперед, лопатки чуть сведены, подбородок приподнят). Эти игры на координацию движений, равновесия, метания. Например, «Шел медведь по лесу», «Гуси-гуси», «Заяц, елочки, мороз».
б) На укрепление связочно-мышечного аппарата голени стопы. Это игры, включающие ходьбу на носках, на наружных краях стопы, сгибание и разгибание пальцев ног, захватывание пальцами ног различных предметов, прыжки, лазание, ползание. Например, «Журавли и лягушки», «Рыбаки и рыбки», «Через ручеек» и др.
в) На укрепление мышц грудной клетки. Это игры на дыхание. В таких играх необходимо добиваться оптимального сочетания вдоха и выдоха с одной или несколькими фазами движений. Например, «Пузырь», «Паровоз», «Гуси летят» и другие.
Такие игры не только способствуют укреплению опорно-двигательного аппарата детей, но и поддерживают двигательные навыки, развивают подвижность позвоночника, силовую выносливость туловища, силу брюшного пресса, а также активизируют все системы организма.
Поэтому подвижные русские народные игры коррекционной направленности органично вошли в оздоровительно-физкультурный комплекс в течение дня, в частности: утром, на прогулке, в вечернее время.
Специфика проведения русских народных подвижных коррекционных игр основана на индивидуально-дифференцированном подходе к детям. Подготовка к проведению таких игр начинается с ее выбора. Учитываем оздоровительно-профилактическую задачу, возрастные особенности детей, а также уровень развития двигательных навыков и умений. Место проведения игры выбираем просторным, без лишних предметов, препятствий, принимаем все меры предосторожности. Инвентарь для игры нужно продумать и подготовить заранее.
Организация детей в игре – важное условие ее успешного хода. Игры стараемся проводить, ориентируясь на дифференцированный подход (малогрупповая форма).
Размещаем детей таким образом, чтобы каждый играющий хорошо видел и слышал ведущего (воспитателя, который не должен находиться в центре.
Успешность игры во многом зависит от того, насколько дети поняли содержание игры, ее правила, от умения осознанно выполнять оздоровительные движения. Любой игре предшествует объяснение: название игры, роли играющих, правила и ход игры. Объяснение проводим в понятной и доступной форме, раскрывая сюжет игры, правила, роль в ней каждого ребенка бодрым, спокойным тоном, что дает детям эмоциональную зарядку, вселяет уверенность в свои силы и возможности.
Для успешного решения оздоровительных задач по профилактике оздоровления опорно-двигательного аппарата нами создана благоприятная предметно-двигательная среда в группе.
При правильно подобранной и оформленной среде, у детей появляется желание выполнять игровые действия в подвижных играх. Например, в игре «Перевези зайку через мостик» «мостиком» становятся: ребристая доска, дорожка с нашитыми пуговицами дорожка с палочками (из шприцов). Повторяемость игры с разными видами «мостиков» доставляет детям радость, вызывает эмоциональный подъем в связи с этим желание детей снова и снова повторять ее. «Цветы» со следами служат детям домиком в играх «Птички», «Найди свой домик» и другие.
Предметно-двигательная среда с группе оборудована следующими пособиями: ребристые доски, массажные коврики, дорожки и коврики с нашитыми пуговицами, дорожка с палочками (из шприцов, дорожка со следами из различного материала, «канат» пробок, ножные «браслеты» для стоп, тапочки с пуговицами, дорожка-«елочка» для стоп, «цветы» со следами, набивные мячи, кольца (шляпы).
Достичь желаемого результата в оздоровлении нарушений опорно-двигательного аппарата невозможно без взаимодействия с родителями.
Для этого нами проводится консультативно-информационная работа с родителями :
- доводим до сведения родителей показания состояния ОДА ребенка;
- разрабатываем рекомендации по использованию русских народных подвижных игр в домашних условиях;
- предлагаем упражнения, которые используем в играх;
- приглашаем родителей на открытые просмотры и показы с использованием оздоровительных технологий;
-привлекаем родителей к участию в различных спортивных мероприятиях;
- организовываем вечера вопросов и ответов с участием приглашенных специалистов;
- оформляем информационные стенды, письменные консультации по оздоровлению детей, имеющих нарушения функций опорно-двигательного аппарата, и по здоровому образу жизни семьи.
(Например, «Шесть правил здоровой спины», «Как победить плоскостопие», «Детская радость – спортивный уголок в доме», «Подвижные русские народные игры».)
Единство с семьей пол воспитанию здорового ребенка достигается в том случае, если цели и задачи хорошо понятны не только педагогам, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду.
Только системный подход к организации физкультурно-оздоровительных мероприятий позволит эффективно осуществлять коррекцию нарушений в развитии ребенка