Инна Вагнер
Консультация «Воспитание самостоятельности у детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Ранний детский возраст- это уникальный период в жизни человека. Самообслуживание- это основа освоения ребенком культурно- гигиенических навыков: навыков приема пищи, раздевания и одевания, умывания и мытья рук, умения занять себя. Оно формируется под воздействием воспитания при определенном уровне развития у ребенка общей и мелкой моторики, зрения, слуха, мышления, внимания. Если у детей будут сформированы навыки самообслуживания, то ребенок легче адаптируется к жизни в современном обществе. Обычно родители начинают задумываться о самостоятельности своего ребенка, когда тот начинает ходить в школу. Однако начинать воспитывать это качество нужно гораздо раньше – и чем раньше, тем больших успехов можно достичь. В 1-2 года у ребенка начинают появляться первые признаки самостоятельных действий. Особенно ярко стремление к самостоятельности проявляется в 3 года. Период два - три года называют кризисом " Я сам", и неспроста: именно в этом возрасте ребенок впервые осознает, что он отдельная от родителей личность, что он не продолжение, не часть мамы или папы - а самостоятельный человек. Благодаря достижениям в психическом и моторном развитии уже в начале второго года малыш начинает обнаруживать попытки проявить самостоятельность. В этих попытках находит выражение стремление ребенка к активному освоению мира, к проявлению усилий, к самоутверждению.
Публикация «Консультация „Воспитание самостоятельности у детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Воспитание самостоятельности у детей
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Темочки
Увы, многие родители порой готовы сделать за ребенка все - он долго возиться будет, а так можно выгадать несколько минут. Но выгода эта весьма сомнительного свойства. Ее обратная сторона – трудновосполнимые издержки воспитания. Если постоянно глушить стремление ребенка к самостоятельности, он может вырасти пассивным, неспособным к каким-либо усилиям. Такой ребенок всегда будет ждать, когда за него все сделают взрослые. Поэтому важно не оставлять без внимания попытки ребенка самостоятельно выполнить то или иное действие. Каждое достижение ребенка, пусть и небольшое, надо поддержать. Малыш постоянно нуждается в одобрении. Положительная оценка порождает у них интерес, стремление улучшить свой результат, дает возможность увидеть, чему они научились, что еще нужно освоить. Натягивая на ногу башмачок, действуя ложкой, малыш занимается полезным для себя делом. Предметы одежды и обуви привлекают внимание ребенка: здесь и шнурки, и крючки, и молнии, и пуговицы. Ребенок увлечен, стремится самостоятельно овладеть действиями с этими предметами. Главное – не подавлять его инициативу, поддерживать стойкий интерес к делу.
Самообслуживание является основным видом труда маленького ребенка Навыки самообслуживания надо воспитывать не для удобства взрослых. В них заложен глубокий нравственный смысл, так как они развивают у малыша способность к усилию, которая в будущем явится необходимым условием трудового воспитания ребенка. Взрослые должны взять за правило никогда не делать за ребенка то, что он в состоянии сделать сам. Решающее значение в воспитании самостоятельности у детей раннего возраста играет личный пример взрослых. Основное правило воспитания самостоятельности : не надо делать за ребенка то, что он способен выполнить сам. При этом нужно наглядно демонстрировать способы выполнения действий, объяснять, задавать вопросы, направляющие внимание ребенка на необходимость действовать определенным образом. Это не терпит спешки. Поэтому, если вы торопитесь, нужно этим заняться в другое, более спокойное время. Иначе вы неизбежно будете нервничать и подгонять ребенка, а он, в свою очередь, расстроится и не захочет больше повторять попытки. Очень важна последовательность в обучении. Постепенное усложнение требований, поддерживают его интерес к самообслуживанию, позволяют совершенствовать навыки. В закреплении навыков самообслуживания большое место принадлежит игре. С помощью игровых персонажей можно понаблюдать за тем, как ребенок ест, умывается, одевается. Чтобы этот процесс легким и приятным, можно использовать песенки, потешки, стихи.
Труд по самообслуживанию формирует такие положительные качества, как ответственность, желание и умение преодолевать препятствия, то есть упорство, настойчивость, ловкость, координацию движений, приучает к порядку. К трем годам у ребенка резко возрастает стремление к самостоятельности. У него появляется устойчивое желание самоутвердиться. Подавлять эти порывы ни в коем случае нельзя. Это может привести к негативизму, упрямству, может наблюдаться строптивость, своеволие, которые будут мешать ему в жизни.
Что могут уметь дети 2 - 3 лет.
Одевание - раздевание.
1. Надевать и снимать носки, гольфы, колготки - самостоятельно.
2. Надевать и снимать штаны, шорты, юбки - самостоятельно.
3. Обувать и снимать сандалии, ботинки, сапоги - с небольшой помощью взрослых.
4. Надевать и снимать кофту, куртку - с помощью взрослых.
5. Вешать и складывать одежду в шкаф и на стульчик - с помощью взрослых.
Умывание.
1. Засучивать рукава перед умыванием с небольшой помощью взрослых.
2. Брать мыло из мыльницы, руки намыливать, мыть круговыми движениями, отжимать их после мытья, закрывать кран, снимать полотенце, вытирать руки насухо, вешать полотенце на место - самостоятельно.
3. Не мочить одежду.
4. Не лить воду на пол в целях безопасности.
Питание.
1. Правильно держать ложку.
2. Есть аккуратно, с закрытым ртом.
3. Пользоваться салфеткой.
4. Говорить «спасибо».
Дайте возможность ребенку проявить самостоятельность