Марина Мирошник
Анализ работы по развитию речи в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
В своей группе я работаю над развитием речи, как на занятиях, так и в совместной деятельности с детьми. Прежде всего, необходимо обратить внимание на развивающую среду. Исходя из мониторинга уровня развития речи, к началу учебного года были внесены изменения в развивающую среду. Был изготовлен пальчиковый театр, с помощью родителей пополнен кукольный театр новыми персонажами, что позволило детям в самостоятельной игровой деятельности совершенствовать связную речь, выразительно передавать настроение, характер героя, умение вступать в диалог.
Публикация «Анализ работы по развитию речи в младшей группе» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Приобрели и изготовили настольно-печатные игры, направленные на формирование грамматического строя речи («Кислое -сладкое», «Мой-моя-моё», «Что из чего…») На занятиях посредством дидактических игр и упражнений с грамматическим содержанием, я стараюсь обучать детей таким способам речевой деятельности, усвоение которых вызывает определё нные трудности: согласование прилагательных и местоимений с существительными, образованию трудных форм глаголов. Так как на данный момент работаю в младшей группе, перед детьми ставлю задачу понимать смысл сказанного (например, ориентируясь на окончание существительного различать, где один предмет, а где много, использовать то или иное грамматическое средство в собственной речи, говорить так, как говорят другие.
Совместно с детьми и родителями изготовили атрибуты к новым сюжетно-ролевым играм, таким как «Супермаркет», «Салон красоты», «Автопарк», «Вет. лечебница», что позволяет в непринуждённой игровой форме высказывать детям свои мысли, обогащать словарный запас.
Не забываю при этом о самостоятельной художественно – речевой деятельности, для которой создаю необходимые условия (книжный уголок, подбор иллюстраций и т. д.)
При обучении связной речи широко применяю игрушки и предметы. Подбираю игрушки одного наименования, но различные по внешнему виду. Такой подбор игрушек обеспечивает активизацию словаря детей и развитие связной речи на основе использования приёма элементарного сравнения. В младшем возрасте описание начинается с тщательно продуманных вопросов воспитателя. Рассказ является образцом. Для описания широко использую совместное рассказывание, начинаю предложение, ребёнок заканчивает.
Широко использую инновационные технологии (например, наглядное моделирование, технические средства обучения.
В своей работе использую различные методы и приёмы
Наглядные методы. К ним относится метод непосредственного наблюдения. Применяю его на занятиях; на прогулке; осматриваю помещения детского сада; проводим с детьми экскурсии на почту, кухню и в прачечную детского сада; рассматриваю с детьми натуральные объекты (деревья, растения, предметы (одежду, посуду, дома и др.); наблюдаем за каким-либо процессом (труд водителя, уличное движение, труд работников д/с и т. п.).
В процессе наблюдения не только знакомлю со значением слов, но и по возможности активизирую разные анализаторы, обозначаю словом отдельные ощущения детей: зрительные, обонятельные, кожные (тактильные и температурные, Например: снег - белый, холодный, липкий, сыпучий, рыхлый, твёрдый,
Если объекты недоступны для непосредственного наблюдения, использую опосредованные наглядные методы. Такие как:
Показ картины мало знакомой детям по содержанию. В этом методе я объясняю толкование новых слов, сравниваю их по смыслу со словами знакомыми детям. Для рассматривания картин выбираю такие, тематика и содержание которых, мало знакомы детям. Дети обогатят и активизируют свой словарь, благодаря картинам «У пристани», «Прибытие поезда» и др., Детям будут понятны слова пристань, палуба, перрон, вокзал, станция, рельсы и т. п, Картины по тематике «Кем быть?» познакомят детей с профессиями
Использую метод - рассматривание знакомых детям картин. «Времена года», серия «Мы играем» Здесь более активна речь детей, их ответы на наши вопросы.
В своей работе использую метод-рассматривание игрушек
Для формирования умения вычленять качества, свойства предметов, игрушек используем приём сравнения. Так, например, при сравнении двух кукол задаё тся вопрос: «Что у них одинаковое, а что разное? Чем ещё куклы отличаются друг от друга?».
Для уточнения и активизации словаря использую рассматривание. картинок разного типа: предметных; сюжетных. Чтобы рассмотреть и назватъ картинку, ребёнку предлагаем вспомнить ранее виденный предмет, и ранее воспринятое слово. Например, после
экскурсии в парк и рассматривании картин о лесе, мы с детьми рассматривали картинки отдельных деревьев, вспоминали, какие
деревья видели в парке, их названия и соотносили с деревьями на картинках, а в дальнейшем классифицировали их на хвойные и
лиственные.
Также использую методы активизации и обогащения словаря
дидактические игры и упражнения в подборе слова. «Кто больше увидит и назовет?», «Выдели и назови части в целом» (части одежды, «Кто больше назовёт предметов круглой (овальной, прямоугольной) формы?». В подготовительной группе используем дидактические игры на подбор более точных слов-синонимов и слов, противоположных по смыслу - антонимов. Например, Д/и,«Скажи точнее» (ветер - сильный,
могучий, лютый, суровый).
Для подбора синонимов предлагаю
словосочетания и предложения, например: «Река бежит», «Мальчик бежит».
«Какое слово повторяется? Давайте попробуем его заменить. «Река бежит» - как сказать по - другому?» (Течёт, журчит, льётся.) Ко второму словосочетанию такие ответы: «Несётся, торопится, летит». • Д/и «Чудесный мешочек» как универсальную игру использую во всех возрастах детей.
Читаю детям художественные произведения, объясняем значения новых слов, проводим беседы об услышанном материале.
Использую методы заучивания наизусть стихов о временах года, природных явлениях, потешек, чистоговорок, скороговорок и пересказ.
Учу детей разгадыватъ загадки и самим их придумывать.
Использую практическue методы. Чаще всего, применяю их в дидактических играх, использую и показ картинок животных И их детёнышей, и словесное указание (чей зайчонок - зайчихи). Работу со знакомым литературным текстом провожу с помощью игры-драматизации, настольного театра, театра на фланелеграфе. Для ознакомления детей с некоторыми явлениями быта и природы использую метод трудового характера (посадка растений, стирка одежды и т. д.)