Татьяна Гнусина
Консультация для родителей «Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков – важное условие для здорового образа жизни. Культурно-гигиенические навыки – это обычные привычки. Все мы знаем, что самые прочные полезные и вредные привычки закладываются в детстве, поэтому необходимо с раннего возраста воспитывать и закреплять полезные навыки, чтобы со временем они превратились в привычки.
Что такое культурно-гигиенические навыки?
Культурно-гигиенические навыки – это навыки по соблюдению чистоты тела и окружающей среды (комната, места пребывания, принятия пищи и взаимоотношения с другими детьми и взрослыми.
Публикация «Консультация для родителей „Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей“» размещена в разделах
- КГН, гигиена. Консультации для родителей
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Консультации для родителей
- Развитие навыков самообслуживание. Консультации
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
От наличия знаний и выполнения ребенком необходимых гигиенических правил поведения зависит не только его здоровье, но и здоровье окружающих. Воспитание культурно-гигиенических навыков начинается в семье. Затем на помощь придут воспитатели в детском саду. И в этом не простом деле взрослым стоит проявить терпение и фантазию, ведь чем интереснее ребенку будет в процессе обучения, тем быстрее он усвоит такие необходимые ему знания.
Какие культурно-гигиенические навыки нужно воспитывать у детей?
Прием пищи.
Аккуратный прием пищи – один из самых первых навыков.
Для формирования у ребенка положительного отношения к приему пищи, желательно соблюдать некоторые правила:
Не ругайте/не упрекайте ребенка за столом за испачканную одежду или разлитый чай. Наоборот стоит хвалить, что правильно взял столовый прибор, хорошо поел. Необходимо показывать на своем примере, как правильно выполнять те или иные действия.
За столом стоит избегать обсуждения своих проблем и выяснения отношений. Обстановка должна быть спокойная.
Не ругайте ребенка за плохой аппетит. Лучше положить небольшую порцию и при необходимости положить добавку.
Красивая подача блюда обязательно вызовет у малыша интерес и повысит аппетит.
Помимо этого, у детей должны формироваться другие полезные навыки :
• Мытье рук перед едой;
• Правильно держать столовые приборы;
• За столом сидеть прямо, ноги не вытягивать под стол, локти убирать со стола;
• Есть аккуратно, не крошить хлеб и не выкладывать еду из тарелки на стол;
• Выходить из-за стола, полностью прожевав еду;
• Не разговаривать с набитым ртом;
• Пользоваться салфеткой;
• Благодарить за еду взрослых.
Одевание и раздевание.
С раннего возраста детей необходимо привлекать к процессу одевания. Сначала мы просто называем элементы одежды, для чего они нужны и на какие части тела их нужно надевать. Постепенно надо давать возможность детям участвовать в процессе одевания и раздевания самостоятельно.
Маленькому ребенку тяжело самому одеться : надо помнить всю последовательность, уметь застегнуть пуговицы/молнию, вывернуть рукава. Родители это сделают лучше и быстрее. С одной стороны, взрослым так удобнее, ведь они все сделают очень быстро, но с другой стороны у ребенка формируется пассивная позиция и нежелание что-то делать. Правильно, а зачем ему тратить силы, ведь мама/ бабушка все сделают: оденут, застегнут, завяжут.
Кроме того, необходимо формировать у ребенка навыки самостоятельного одевания, аккуратного обращения с вещами (не разбрасывать одежду, складывать все на место). С возрастом эти навыки будут совершенствоваться, например, ребенок научится не только надевать куртку, но и застегивать на ней молнию.
Обучая ребенка одеваться самостоятельно, расположите на видном месте порядок одевания, чтобы ребенок контролировал свои действия.
Быстро научиться одеваться, справляться с пуговицами, молниями и шнурками ребенку будет проще, если развивать подвижность его пальчиков. В этом помогут игровые ситуации: «Одень куклу на прогулку», «Завяжи кукле ботинки», «Застегни пуговицы на папиной рубашке». Хорошо развивают пальчики и различные мозаики, игры со шнурочками, мелкими предметами (раскладывание пуговиц одного размера и цвета по баночкам, пальчиковая гимнастика.
Пальчиковая гимнастика «Одежда»
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем вещи мы стирать: (последовательно соединяют пальцы одной руки с пальцами другой руки)
Платье, брюки и носочки,
Юбку, кофточку, платочки.
Шарф и шапку не забудем –
Их стирать мы тоже будем. (кулачки имитируют стирку)
Потешки:
Мы на пухлые ручонки
Надеваем рубашонку
Повторяй за мной слова:
Ручка – раз, и ручка – два!
Застегнем застёжки
На твоей одё жке:
Пуговки и кнопочки,
Разные заклёпочки.
***
Даша варежку надела.
"Ой, куда я пальчик дела?"
Даша варежку сняла,
Посмотрите-ка, нашла!
Мытьё рук и умывание.
Научить детей умываться – дело непростое. Необходимо учить на собственном примере, так как показ – самое понятное объяснение для малыша.
Ребенок должен усвоить последовательность умывания:
засучить рукава;
аккуратно настроить воду (первое время это делает взрослый);
взять мыло, намочить его под струей воды, тщательно намылить руки;
тереть руки со всех сторон до образования пены прямыми и круговыми движениями;
промыть руки под водой;
чистыми руками помыть лицо, наклонившись над раковиной;
отжать руки над раковиной, сложив их замочком. Это надо делать, чтобы вода не капала на пол;
выключить воду;
вытереть руки полотенцем досуха.
Для создания интереса у детей используются стихи, загадки.
***
Водичка, водичка,
Умой мое личико!
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!
***
Руки надо чисто мыть,
Рукава нельзя мочить,
Кто рукавчик не засучит,
Тот водички не получит!
Обучая детей умыванию, можно использовать картинки, помогающие ребенку запомнить порядок умывания, а также разные игры (мыть куклу/машину).
Использование носового платка.
Некоторые родители, положив ребенку платочек в карман, считают, что этого достаточно, но зачастую ребенок даже не знает, как им пользоваться. Это тоже одно из важных умений, которым детям необходимо научиться. Для этого тоже нужна помощь взрослого.
Ребенок должен знать назначение носового платка и не использовать его как предмет игры.
Носовой платок – предмет личной гигиены, поэтому нельзя давать пользоваться другим детям.
Ребенка надо приучать самостоятельно доставать платочек из кармана рубашки, платья, верхней одежды, разворачивать и сворачивать платок, аккуратно класть его в карман.
Коль случайно простудился,
То бери его с собой.
Видишь, как он пригодился,
Твой платочек носовой!
Таким образом, формирование культурно-гигиенических навыков – это необходимое условие развития личности ребенка, чем раньше ребенок это освоит, тем комфортнее ему будет в детском саду, тем увереннее он будет развиваться.