Валентина Безухова
Консультация «Чарующий мир природы в рисунках детей»
▼ Скачать + Заказать документы
«Чарующий мир природы в рисунках детей»
«Красота-это радость нашей жизни.
Человек стал человеком,
потому что увидел глубину
лазурного неба, мерцание звёзд,
розовый разлив вечерней
зари, прозрачную дымку степных
просторов, багровый закат
перед весенним днём.
Остановись и ты в изумлении
перед красотой и в твоём
сердце расцветёт благородство.»
(В. Сухомлинский).
Темочки:
- Консультации для родителей
- Рисование. Консультации для родителей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения ребёнка. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зелёные луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечный, разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине.
Рисование имеет огромное значение для эстетического воспитания и развития ребёнка. Создание изображения требует целого ряда навыков и умений, оно базируется на образах восприятия и представления. В процессе рисования у ребёнка развиваются наблюдательность, эстетическое восприятие, эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Занятия по рисованию учат видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства,способствуют их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывают доброе и бережное отношение к природе, её красоте, пробуждают искреннее, горячее чувство любви к своему краю, родной земле. Рисование помогает развивать эстетический вкус, образное и ассоциативное мышление, воображение, самосозерцание. Рисование не только доставляет радость детям, но и вдохновляет их на творчество. Природа же пробуждает любознательность ребёнка, воздействует на его органы чувств, активизирует сенсорное развитие, формирует чувство прекрасного. Ребёнок познаёт красоту окружающего мира через восприятие красоты природы.
Ознакомление детей с природой через изобразительную деятельность обогащает детское творчество новым содержанием, углубляет нравственно-эстетические чувства, вызывает стремление беречь и охранять природу, ухаживать за растениями и животными.
Процесс познания осуществляется в ходе повседневного восприятия детьми объектов и явлений природы во время организуемых систематических наблюдений. На прогулках обращаем внимание, что колорит каждого времени года разный. Например, колорит осенней природы отличается от зимнего, в котором преобладают холодные цвета, для весеннего характерны прозрачные голубые, зелёные цвета, а для летнего – солнечные, яркие, тёплые цвета и оттенки.
Большое значение придаём художественному слову в эстетическом воспитании детей, т. к. литература развивает эстетический вкус дошкольников, учит находить подлинную красоту в повседневной жизни. Учитывая сформированные у детей представления, заостряем их внимание на том, что поэт, замечая интересное в природе, отражает это в стихотворении, а художник, иллюстрируя текст, стремится нарисовать то, о чём сказал поэт.
Когда знакомим детей с небольшим произведением, в котором описан знакомый образ или картина природы, то одновременно демонстрируем яркую иллюстрацию к нему. Такое комплексное воздействие эмоциональных, зрительных и слуховых образов способствует развитию у детей эстетического восприятия.
Наши дети очень любят сказки, рассказы, стихи У нас в группе имеется подборка художественного слова: стихов, пословиц, поговорок, народных примет, загадок по временам года в т. ч. папки-передвижки. Информация, заложенная в поэтических строчках, формирует в сознании маленького человека яркие, зримые, конкретные образы.
Красота любого природного явления вызывает восторженный отклик в душе ребёнка. Вот наступила осень. Она всегда вдохновляла художников своей красотой и очарованием. На одном из занятий мы рассматривали репродукцию картины И. Левитана «Золотая осень» : «Золотыми россыпями светится земля. В холодной воде отражаются прозрачная голубизна неба, жёлтые и рыжие обрывистые берега, красноватые ветки кустарника. Этот рассказ помог каждому ребёнку глубже воспринять картину и вложить в свою работу «Золотая осень» собственные мысли и чувства. Здесь же обращаем внимание на цвет природных объектов, например, неба. Выясняем,что небо бывает разного цвета,это зависит от погоды, времени осенний воздух свеж и прозрачен. Осень-праздник красоты. И немного грустный :ведь красота прощания. Такой увидел осень художник Левитан.» Выясняем,что небо бывает разного цвета, это зависит от погоды, времени суток, освещения. Оно бывает хмурое, пасмурное, тревожное, радостное, безоблачное, светлое и т. д.) На прогулке замечаем что в воздухе кружатся и плавно опускаются на землю разноцветные листья. Дети с удовольствием собирали, рассматривали их, стремились обратить внимание воспитателя и родителей на их красоту. Здесь было важно поддержать интерес ребят. С собранными листьями играли («Найди такой же по цвету и форме», «С какого дерева листок?», составляли из листьев красивые букеты, композиции (например, осенний лес, где листья изображали деревья). Во время рисования напоминала детям, чтобы они брали краски разных цветов, тогда действительно деревья будут в ярком осеннем наряде.
Изменения в природе, произошедшие с приходом зимы, также находят отражение в детском творчестве (рисунке). Обращаем внимание на снег, какого он цвета? Первый снег чистый, белый, пушистый; старый же — слоистый, слежавшийся, его обдували ветры и подтачивали оттепели. Отмечаем,что снег может быть сероватым и голубым, розовым и золотистым и даже разноцветным убедиться в этом нам помогали репродукции картин разных художников: Грабаря, Левитана. Так же мы наблюдали,как снег покрывает дома, кусты, деревья. Тёмные стволы деревьев в сочетании с белым снегом создавали образ зимнего пейзажа, который дети самостоятельно изображают при рисовании на темы «Зима в лесу», «Зимнее дерево».
Ещё на занятии рассматривали репродукцию картины И. Шишкина «Зимний лес», обращая внимание на снежные шапки на деревьях, кустах, снежный покров на земле. Здесь же прочитала детям строчки из стихотворения И. Сурикова «Зима» :
«Зимний лес, что шапкой
Принакрылся чудной.
И заснул под нею
Крепко, непробудно».
Восприятие художественного образа в картине И. Шишкина и слушание стихотворения помогли детям передать зимний пейзаж, используя для этого краски – гуашь, которые дают возможность крупными мазками «принакрыть» «шапкой чудной» зимний лес.
Предлагались и другие варианты картин зимней природы, которые дети изображали после чтения строчек из стихотворения И. Сурикова:
«Белый снег пушистый в воздухе кружится,
И на землю тихо падает, ложится.
И под утро снегом поле забелело,
Точно пеленою всё его одело»
При рисовании берёзы использовали такие строчки из стихотворения «Берёза» С. Есенина:
«Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром».
В процессе таких занятий разговариваем с детьми,как можно нарисовать зиму, после чего они сами выбирают сюжет и рисуют. Рисуем и «Морозные узоры» на окне, и «Снежинки», красногрудого «Снегиря».
Картины весенней природы особенно эмоционально воспринимаются детьми, так как после долгой зимы все радуются солнечным, тёплым дням, ярким лучам, первым цветам, прилёту птиц. Поэтому содержание детских рисунков наполняется светлыми красками, дети рисуют ручейки, первые весенние цветы (мимозы, тюльпаны,нарциссы подснежники и т. д) В отличии от холодного, зимнего колорита весенний и летний наполнены богатой цветовой гаммой, на красоту которой обращаю внимание детей. Например, увидев ромашки с нежными белыми лепестками, дети ещё лучше изобразят эти цвета, услышав стихотворение М. Познанской:
«На лугу, у той дорожки
Что бежит к нам прямо в дом,
Рос цветок на длинной ножке –
Белый, с жёлтеньким глазком.
Я цветы сорвать хотела,
Поднесла к нему ладонь,
А пчела с цветка слетела
И жужжит жужжит: «Не тронь!»
В этом стихотворении выражена любовь поэта к первым летним цветам. Читая стихи, интонацией голоса выражаем эмоциональное отношение к этому образу. Рисование красками чередуем с рисованием цветными карандашами и другими художественными материалами (восковыми мелками,пастелью,сангиной). Это необходимо для развития мелкой моторики, координации движений руки, что благоприятно влияет на изображение детьми многообразия природного мира, а экспериментирование с различными материалами даёт возможность создавать новые образы, находить новые изобразительно- выразительные средства в рисунке. Особое место в работе по эстетическому развитию дошкольников отводим свободной самостоятельной деятельности. Для этого в группе созданы соответствующие условия. В свободное время дети выбирают самостоятельно художественные материалы и рисуют. Дети с хорошо развитым эстетическим восприятием запоминают и соответственно отражают большее количество образов или используют более разнообразные средства выразительности, рисуя, дети стремятся к отражению лишь характерных, на их взгляд, признаков и особенностей. Например, рисуя ель, они стремятся уже выделить старые и молодые ели, большие и маленькие, разные оттенки зелёного цвета в окраске хвои веток, разное строение и окраску ствола, композиция чаще стала иметь многоплановый характер, предметы располагаются «ближе - дальше». В старшем дошкольном возрасте дети совершенствуют технику рисования гуашевыми и акварельными красками (свободно экспериментируют, смешивая разные краски для получения задуманных цветов и оттенков). Таким образом, можно сделать вывод, что эстетические чувства закладываются день за днём с дошкольного возраста, а воспитание их через познание природы, способствует более глубокому познанию реальной действительности природы, на котором базируется и детское творчество. Рисование воспитывает доброе и бережное отношение к природе, пробуждает искреннее, горячее чувство любви к своему краю, родной земле. Хочется закончить словами В. А. Сухомлинского:
«Мир, окружающий ребёнка – это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь в природе, вечный источник детского разума».