Галина Добрякова
Консультация «Использование малых форм фольклора в речевом развитии умственно отсталых дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Использование малых форм фольклора в речевом
развитии умственно отсталых дошкольников
В настоящее время большое внимание уделяется проблеме помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Для детей с тяжёлыми интеллектуальными нарушениями, помимо их позднего развития и значительного снижения интеллекта, характерны грубые нарушения всех сторон психики: внимания, памяти, мышления, моторики, эмоциональной сферы.
Публикация «Консультация „Использование малых форм фольклора в речевом развитии умственно отсталых дошкольников“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Консультации для родителей
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
У умственно отсталых детей значительно чаще встречаются тяжелые речевые дефекты, отрицательно сказывающиеся на развитии познавательной деятельности и поведении детей. Развитие речевой деятельности носит системный характер и предполагает сложное взаимодействие ее различных сторон: фонетической (звуковой, лексической, грамматической. В структуре речи умственно отсталых детей прослеживается нарушение указанных компонентов. В младшем дошкольном возрасте умственно отсталые дети с большим трудом понимают чужую речь, в лучшем случае улавливает тон, интонацию, мимику говорящего и отдельные опорные слова, относящиеся к его потребностям. Собственная речь у детей с отклонениями либо отсутствует, либо формируется с большим запозданием: многие из них начинают произносить отдельные слова в 5-6 лет. Дети, не умеющие говорить, обращаются к взрослым жестами, отдельными звуками, особыми словами, в которые они вкладывают определённый смысл.
Наиболее благоприятно развитие ребенка протекает под влиянием продуманного коррекционного воздействия и обучения, осуществляемого с учетом зоны актуального развития детей. В методике развития речи приняты две основные формы работы : обучение в процессе непосредственной образовательной деятельности и руководство развитием речи детей в повседневной жизни, в режимных моментах. Речь детей, с тяжелыми нарушениями в развитии, формируется в разных видах деятельности.
Для плодотворного общения педагога и ребёнка с умственной отсталостью, а так же для благоприятного течения коррекционного воздействия, очень важно установление добрых и доверительных взаимоотношений эмоционального контакта. Что как не фольклор, может нам в этом помочь. Ценность обучающего воздействия фольклора давно подмечена народом. Фольклор, имеет ярко выраженную эстетическую направленность. Многое в нем создавалось, специально для детей и было продиктовано великой заботой народа о своем будущем. С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, пестушки, потешки, которые забавляют и учат ребенка.
Александра Платоновна Усова считает, что потешки, сказки, загадки и пословицы являются богатейшим материалом для развития культуры речи.
Василий Александрович Сухомлинский называл песенки, потешки, незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности.
Педагоги и психологи считают фольклор одним из действенных и ярких средств народной педагогики, таящий огромные дидактические возможности. Они отмечают, что знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь детей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль в нравственном и речевом развитии.
Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо, а что дурно, что красиво и что не красиво.
Произведения, созданные специально для детей, составляют особую область народной поэзии – детский фольклор.
Малые формы фольклора – это миниатюрные произведения, созданные для детей – песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки, кричалки, загадки. Именно они развивают и поддерживают в детях радостные эмоции, формируют речевые навыки, нравственно-эстетические и художественно-эстетические качества. В результате такой коррекционной работы развивается эмоциональная сфера ребенка.
Народные песенки, потешки, пестушки представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно-партнерской деятельности детей с умственной отсталостью. С их помощью можно развивать :
- фонематический слух
- грамматический строй речи
- звуковую культуру речи.
- обогащать словарь
В 5 лет многие дети с умственной отсталостью еще не употребляют в речи простые слова, нам очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.
Колыбельные песни, по мнению народа - спутник детства. Они, наряду с другими жанрами, заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, "заинька".
Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. В колыбельной - не просто кот, а «котенька», «коток», «котик», «котя».
По мнению Широковой Е. Ф., колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т. п., наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник коррекционных, воспитательных и образовательных возможностей.
С помощью потешек, народных песенок можно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания - наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, причем исполняются на мотив народных мелодий. Оксана Семеновна Ушакова считает, что потешки, скороговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи.
Таким образом, использование богатейшего материала словесного творчества народа способствует всестороннему интеллектуальному и речевому развитию ребенка, эмоциональному раскрепощению, обогащению новыми знаниями и умениями.