Татьяна Мамулина
Консультация «Исцеляющая сила сказки»
▼ Скачать
На дворе высокотехнологичный XXI век, мировой кризис, а мы о детских сказках?. А почему бы и нет? Может самое время поговорить о чём-то ином, чем проблемы, в которых мы крутимся каждый день? И пусть сказки кажутся подобными снам, фантазиям, где случаются самые невероятные и самые удивительные события, невозможные в реальности, не зря говорят: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».
Публикация «Консультация „Исцеляющая сила сказки“» размещена в разделах
«В некотором царстве, в некотором государстве…» - помните, как в детстве, по вечерам, с этих слов начиналось наше путешествие в сказочный мир. И мы, забравшись с ногами на диван, прильнув к маме или бабушке, почти не дыша, чтобы ничего не пропустить, слушали. Тогда сказочные герои для нас были очень реальными, заставляли переживать за себя. И мы вместе с Гердой пытались растопить ледяное сердце Кая; вместе с Золушкой мечтали поехать на бал и с нетерпением ждали появления Крёстной; вместе с героиней сказки «Аленький цветочек» старались полюбить чудище косматое и страшное. А понравившуюся сказку просили рассказать ещё и ещё раз. Герои сказок были для нас очень близкими и настоящими. И возможно, даже теперь, когда мы уже взрослые, они всё ещё остаются нашими друзьями, пусть мы о них и не вспоминаем. На вопрос, кто написал о Рахметове – Достоевский или Тургенев, мы будем долго морщить лоб, а вот куда и зачем шла Красная шапочка и кто такой Иванушка-дурачок, скажет, наверное, любой. Эти герои всё ещё живут в нас. И на самом деле значат для нас гораздо больше, чем мы обычно считаем.
Рассказывая сказки детям, мы тем самым учим их особому языку. Не обыденному, привычному, а метафизическому. Ведь язык – это не просто набор слов для обозначения тех или иных предметов, окружающих нас. Язык – это мировоззрение, способ видеть мир и себя в нём, способ понимать мир, способ говорить и способ думать. Ребёнок усваивает язык сказок и язык понятий, принципов, законов, действующих в мире. Но эти законы – не физические, а моральные. Вы заметили, как часто в сказках хитрая лиса оставляет в дураках боле сильного волка или медведя, но сама терпит фиаско при встрече с храбрым петухом, как в сказке о зайце в лубяной избушке? Понятие силы относительно. А если ты просто поможешь кому-то бескорыстно, то добро обязательно вернётся к тебе. Скромность и трудолюбие вознаграждаются, хотя герой вовсе и не стремится к награде. А тот, кто ищет только награды, оказывается ни с чем. В конечном итоге успех ждёт не того, кто пытается добиться цели любой ценой, а того, кто больше внимания обращает как раз на пути, на средства, которыми эта цель достигается. И добро всегда побеждает зло.
Сегодня многие родители не читают своим детям сказок – и времени не хватает, и жизнь сейчас такая, что не до волшебства; научить бы выживать ребёнка в этом сложном мире. И если спросить современных детей, какая у них любимая сказка, большинство промолчат, а вместо имени любимого сказочного персонажа назовут персонажа компьютерной игры…
А между тем, родившись в незапамятные времена, раньше многих других жанров устной и письменной литературы, вобрав в себя всю народную мудрость и мечту о гармоничной, созидательной жизни, сказка даёт ребёнку больше ценного опыта, чем обычный разговор или наставление взрослого. Благодаря ей ребёнок узнаёт, что жизнь подобна путешествию, полному неожиданных открытий и приключений; что в любой миг мир может заговорить, потому что он – живой, и поэтому важно бережно и чутко относится ко всему вокруг. Благодаря сказке, ребёнок понимает, что жизненный путь труден, что он не простой и гладкий; что каждое испытание помогает стать сильнее; что самое ценное зарабатывается трудом, а доставшееся легко и даром может так же быстро исчезнуть. Сказка намекает, что сделать правильный выбор помогает любящее сердце, а не расчётливый ум. И подсказывает, что добро всегда побеждает, а справедливость действенней грубой силы. Сказка учит ребёнка учиться, познавать себя самого и мир вокруг.
Поэтому дети иногда несколько недель подряд слушают одну и ту же сказку, не разрешая изменить в ней или пропустить хотя бы слово. (Жаль, что взрослые, уставая повторять, отмахиваются от таких просьб.) Значит именно эта сказка и именно сейчас помогает ребёнку понять что-то для него важное, усвоить необходимые модели поведения, решить очередную жизненную задачу. Потом он оставляет эту сказку, как ступеньку, и идёт дальше.
Встреча со сказкой для детей величайшая необходимость и источник радости. Неслучайно, наверное, несколько лет назад возродился самый древний в человеческой истории метод практической психологии и один из самых молодых методов в современной научной практике – сказкотерапия. Это слово у одних вызывает улыбку, у других удивление. Одни считают её вспомогательным средством в работе психологов, другие воспринимают как наивную систему и только, но, узнав поближе, открывают для себя безграничные возможности сказкотерапии, лечения души сказками.
Дело в том, что яркие образы сказочных историй наполняют бессознательное человека, становясь своеобразным хранилищем всевозможных жизненных ситуаций, способов общения с другими людьми, решения жизненных задач и осуществления планов. Но ребёнок не может воспользоваться этими сокровищами, если никто не обсуждал с ним сказок, а только читал или рассказывал. (Но даже и простое слушание хорошо – оно дают хоть какую-то защиту и опору в жизни.) Чтобы знания о мире, которые даёт сказка, ожили, взрослый должен найти возможность обсудить с ребёнком прочитанное, сравнить сказочные сюжеты с историями из жизни. Так малыш учится действовать осознанно, видеть причинно-следственные связи между событиями, размышлять о своём предназначении, открывать свои способности и таланты. Важно ли это для ребёнка? Не рано ли ему задумываться о таких «серьёзных» вещах? Важно и не рано. Более того, позже может быть уже поздно. Если мы оглянёмся вокруг, то увидим, к чему привели разрушительные действия взрослого человека, одержимого иллюзией собственной безнаказанности, отрицающего «сказочные» законы взаимодействия с Миром. Может, сказки – это и «пустяки» и «несерьёзность», однако они не разрушают окружающий мир, а взывают к светлым, созидательным сторонам души человека. Поэтому сказкотерапия с детьми, с подростками и взрослыми сегодня особенно актуальна. Хотя бы потому, что необходимо остановить лавину разрушений, производимых человеком. А сделать это возможно, только когда человек возвращается к своему изначальному, «сказочному» восприятию мира.
Слушание сказок должно стать духовной потребностью. Мы верим, что кто-то мудрый подскажет, как научиться преодолевать трудности и разрешать конфликты; как стать счастливым, нужным, найти верных друзей и помощников. А ответ, как и тысячу лет назад, может дать сказка.