Семёнова Людмила
Консультация «Готовим руку дошкольника к письму»
▼ Скачать + Заказать документы
Нарушение моторики рук является одной из характерных особенностей детей с общим недоразвитием речи. Это тормозит развитие тонко координированных движений руки, графических и моторных навыков, вызывает необходимость организации определённых занятий. Многолетние наблюдения и анализ результатов педагогического обследования показывают, что у детей 5-6 лет с ОНР, поступающих в коррекционные группы, графические умения и развитие мелкой моторики находятся на низком уровне или совсем не сформированы. Дети не умеют правильно держать карандаш, проводить линии в заданных направлениях, копировать, изображать и обводить предметы по шаблонам и трафаретам. Половина детей очень неуверенно, а то и вообще отказываются от выполнения графических заданий. Таким образом, развитие зрительно-моторной координации и графических умений является одной из основных задач коррекции детей с ОНР, а именно, развитие зрительно-моторной координации, тонко координированных движений руки, формирование элементарных специфических навыков, подготовка руки ребёнка к систематическому письму.
Публикация «Консультация „Готовим руку дошкольника к письму“» размещена в разделах
Что такое письмо? Это способ передавать мысли, а красивое письмо - это ещё и искусство, графика. Обучение "красивому" письму может стать частью эстетического воспитания детей, способом постижения прекрасного. Природа "красиво пишет" на листочках, на цветах, а люди создают свою красоту - письмо.
В. А. Сухомлинский говорил, что истоки способностей и дарований у детей на кончиках пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник детской руки, чем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом, компьютером, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее. Поэтому важно всячески поощрять желание ребёнка рисовать. Начинать надо с 3-4 лет.
В рисунках ребёнок отражает окружающий мир, даёт волю воображению. И, что не менее важно, орудуя карандашом и бумагой, развивает двигательный навык руки. Тренировать мускульные возможности пальцев и кисти руки помогают не только "поэзия", но и "проза" жизни : шнуровка ботинок, застёгивание пуговиц, завязывание узлов. Моторная "ловкость рук" снимает в дальнейшем многие проблемы дошкольников с письмом.
Следующий этап для постановки руки - развитие графической моторики (5-6 лет).
Как же научить детей писать чётко, разборчиво, красиво?
В свою работу включила блок специальных упражнений, направленных на формирование у детей графических навыков. Блок включает в себя несколько частей:
- пальчиковую гимнастику,
- массаж и самомассаж,
- дыхательную гимнастику,
- разнообразные игры на развитие мелкой моторики (игры с палочками, с мозаикой, бумагой, крупой, песком, волшебным мешочком, с природным материалом, с прищепками, с шариками су - Джок, с бусами, геометрическими фигурами, с разрезными картинками, со шнуровкой, с мелким конструктором и др. ,
- зрительную гимнастику,
- рисование, раскрашивание, обведение по контуру,
- графическая работа в тетрадях или на отдельных листах в соответствии с темой недели.
Особое здесь место занимает штриховка фигур или предметов. При штриховании обведё нной фигуры надо запомнить следующие правила:
- штриховать только в заданном направлении,
- не заходить за контуры рисунков,
- соблюдать заданное расстояние.
Дети легко и быстро принимают эти условия, как в игре. Сначала ребенок нажимает на карандаш, но со временем это напряжение проходит. Штриховать можно не только параллельными отрезками (линиями, но и волнистыми линиями, и круговыми, полуовалами, петлями. Когда дошкольники начинают знакомство с буквами, в штриховку можно включать и элементы букв. Такие занятия становятся увлекательной игрой, где можно сколько душе угодно придумывать, фантазировать и одновременно ненавязчиво развивать мускульную память руки.
Желаю успехов!