Екатерина Осипова
Консультация «Готов ли ребенок к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
На у лице апрель и полным ходом идет запись детей в первые классы. но вот вопрос - готов ли Ваш ребенок к школе? Как отмечают психологи, умение писать и бегло читать совершенно - не самый важный критерий готовности! Будущий первоклассник должен быть психологически готов к обучению в школе. Но что это значит?
. Социально-психологическая готовность к школе :
Публикация «Консультация „Готов ли ребенок к школе“» размещена в разделах
Наличие учебной мотивации: ребенок хочет идти в школу, понимает важность и необходимость учения, проявляет выраженный интерес к получению знаний.
Наличие социальной позиции школьника : ребенок должен уметь взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение.
Социальная зрелость определяется, прежде всего, сформированностью потребности ребенка общаться с другими детьми, участвовать в групповом взаимодействии, принимать и подчиняться интересам и обычаям детских групп.
Этот компонент школьной зрелости включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы эффективно общаться с другими участниками учебного процесса (одноклассниками и учителями).
В более широком понимании социальная зрелость – это способность ребенка выполнять социальную роль школьника.
В эмоциональном плане школьная зрелость характеризуется достижением определенного уровня эмоциональной устойчивости, снижением количества импульсивных реакций, на фоне которых осуществляется процесс обучения, а также умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.
Психофизиологическая готовность :
Развитие мелких мышц руки: ребенок уверенно владеет ножницами и карандашом.
Пространственная ориентация, координация движений: умение правильно определять выше-ниже, больше-меньше, вперед-назад, слева-справа.
Координация в системе глаз-рука: ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ-узор, зрительно воспринимаемый на расстоянии.
Вернемся вновь к компонентам школьной готовности. Примерили их к своему ребенку? Не стоит отчаиваться, если что-то ещё пока развито недостаточно, ещё есть время наверстать упущенное.
Во-первых, нужно задаться вопросом “почему так получилось?”, т. е. какова причина школьной незрелости?
Во-вторых, наметить конкретные действия по ликвидации проблем.
Причинами школьной незрелости могут быть:
Недостатки в воспитательной среде ( необходимы: систематические занятия с ребенком)
Недостатки соматического развития ребенка. Болезненные дети менее устойчивы к различным нагрузкам, быстрее устают, утомляются. ( Необходима: консультация с врачом и лечение ребенка)
Невротическое развитие характера. ( Необходима: консультация психолога, медицинского психолога с последующей коррекцией поведения)
Пренатальное или раннее постнатальное повреждение центральной нервной системы. ( Необходима: консультация у невропатолога и лечение, а также сотрудничество с педагогом, психологом в сопровождении ребенка в 1 классе особенно).
Не забывайте о том, что дети должны много и с интересом играть.
Недоигравший первоклассник чаще всего к учёбе относится, как к игре: «хочу – делаю, хочу - нет».
В статье были раскрыты вопросы о трудностях первоклассников, о критериях готовности детей к школе, о причинах школьной незрелости и способах их коррекции.
Диагностика может проводится: Методика «Графический диктант» (Д. Б. Эльконин) Тест Керна – Йерасека (ориентировочный тест школьной зрелости) Тест «Пьерона – Рузера» (внимание) Методика исследования мотивации учения (Авторская модификация методики М. Р. Гинзбург, И. Ю. Пахомовой и Р. В. Овчаровой). (мотивация) Методика «Заучивание 10 слов» (А. Р. Лурия) (память) Методика исследования словесно-логического мышления (по Йерасеку) (мышление) Методика «Последовательность событий» (Берштейн А. А.) (мышление, речь).