Джульетта Сабанаева
Консультация «Голос ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
«Голос ребенка»
Подготовила Сабанаева Д. А.
Голос ребенка, или чем ребенок может быть интересен взрослому?
В последнее время очень активно обсуждается юное поколение и его отличие от поколений предыдущих. Юное поколение и ругают (не читают, не мотивированы, пассивны и т. д., и отдают ему должное (читают, но другое; мотивированы, но другим, более существенным; активны, но иначе). В связи с этим все чаще вспоминают пророческую классификацию культур американского антрополога М. Мид. Именно она впервые сказала о том, что на смену традиционной культуре (где младшие учатся у старших) идут новые типы культур: где знания получают от сверстников и даже где взрослые учатся у детей. В пример чаще всего приводится та легкость, с которой дети и подростки осваивают сетевое пространство и разного рода гаджеты.
Публикация «Консультация „Голос ребенка“» размещена в разделах
А имеет ли это отношение к дошкольнику, который явно еще не знает так много? Имеет
У дошкольников есть ценнейшие качества, которые взрослым приходится восстанавливать иногда ценой огромных усилий:
- готовность играть, а в игре уже присутствует способность быть «самому себе режиссером», субъектом своего действия;
- готовность экспериментировать и пробовать, в том числе пробовать свои собственные силы и границы в отношениях с другими людьми;
- живость воображения;
- любопытство и т. п.
Однако «детскости» - игре, воображению, словотворчеству, экспериментированию – принято умиляться, но не пускать их на «образовательный порог». Как иначе объяснить ряды одинаковых поделок или отрепетированные праздники, в придумывании которых дети не принимали участия?
Как услышать голос ребенка?
В современном образовании все чаще звучит новый принцип: необходимо слышать «голос ребенка». Он заключается не только в том, что у детей должна быть возможность высказываться, а в том, что эта возможность принципиально важна для взросления и обучения.
Дошкольники постоянно стремятся выразить свое отношение к миру и понимание этого мира. Они часто:
- задают вопросы (и будут задавать их чаще, если взрослый запишет эти вопросы и предложит всем подумать над ними);
- отвечают на вопросы, на которые возможны разные ответы (так называемые «вопросы на понимание», которые будут менее стереотипными, если взрослый поддержит их разнообразие;
- рисуют решение задачи – выражают свою идею в рисунке, который для дошкольника не всегда является художественным изображением; часто – это схематическое изображение, предтеча письменной речи. И дети будут делать это чаще, если взрослый с любопытством будет рассматривать эти изображения и выслушивать объяснения;
- пытаются планировать (и будут в восторге, если взрослый предложит совместное планирование);
- выдвигают гипотезы и зарисовывают их;
- воплощают свой замысел – придумывая танец, рисунок, даже мелодию и т. п.
- рисуют карты и чертежи, пытаясь отразить свое представление о пространстве;
- делают фото- и видеосъемку, сами выбирая, что именно должно попасть в кадр (если в руки попадает камера);
- сочиняют истории (и они будут все более структурированными и оригинальными, если взрослый запишет их, поможет сделать собственную книжку и пр.)
- играют (и игра будет богаче, если у детей будет для нее достаточно времени и разнообразных предметов, которые в игре могут превращаться во что угодно). И так далее.
Зачем слышать «голос ребенка»?
Для того чтобы услышать голос ребенка, требуется время (и на то, чтобы и историю записать, и версию выслушать). Есть ли возможность у педагога «тратить» на это время?
Будем исходить из того, что у воспитателя всегда есть время на то, что он считает необходимым. А слушать голос ребенка действительно необходимо, и вот почему.
Это дает ребенку возможность понять и почувствовать, что его уважают. Уважение проявляется в действиях: в том, делает ли взрослый паузу, чтобы выслушать, или спешит ответить сам; задает ли вопрос, на который ему самому интересно услышать ответ, или ответ, который ему самому уже известен заранее; интересуется ли детскими рисунками или считает их каракулями; ценит ли детский замысел или все время предлагает образец и т. д. один из ведущих мировых специалистов по дошкольному образованию, Т. Бертрам, пишет, что все это нужно не просто потому, что дети в будущем станут полноценными гражданами нормального, демократического мира, а потому, что дети – уже граждане и должны обладать правом высказывания, должны получить этот опыт уже в детском саду.
Так можно сделать обучение осмысленным. Как известно, только с той ступени, на которой стоишь, возможно шагнуть на следующую. Поняв, как ребенок видит мир, мы можем построить действительно индивидуальное образование: оттолкнувшись от его вопроса, от его ответа, схемы, плана.
И именно поэтому дети должны быть окружены своими работами – свидетельствами своей состоятельности. Фотографии, записи текстов, хроники событий, в том числе видео, нужны ребенку, чтобы он видел свою продуктивность и свой рост. Тогда он быстрее обнаруживает свое действие, осознает его. Это важно, чтобы уметь ставить цели (в том числе и в отношении своего развития – хочу научиться) и оценивать свои достижения (здесь я научился, а тут почти уже научился). Именно для этого нужны (доступные для детей) папки, которые можно перебирать (листать, вспоминать); «говорящие стены», где вывешиваются в том числе и детские работы (ребенку важно видеть свою продуктивность немедленно). Тогда произведения сразу начинают «работать», привлекая и самого автора, и других детей, а иначе они лежат мертвым грузом.
Очень важно создавать ситуации, в которых можно услышать и голос тех детей, которым по разным причинам высказываться трудно – например, детей, которые в детском саду говорят не на родном языке. Это отдельная острая проблема, сейчас еще более актуальная.
И наконец, «голос ребенка» принципиально важно услышать самим педагогам. То, что есть у дошкольников – воображение, игра и креативность – востребовано в современном мире, но часто оказывается в дефиците у взрослых (в том числе и у воспитателей). Дети играли (хоть и по-разному) всегда, но только сейчас человечество доросло до понимания ценности игры. И в этом огромный ресурс для педагогов: если задать хороший вопрос, можно услышать много удивительного; если записать детскую историю, можно поразиться неожиданным поворотам; если попробовать включиться в игру, обнаружится, как непросто придумать сюжетные ходы. Можно смело сказать, что работа «по конспекту», где взрослый ожидает строго определенного детского ответа, это и есть путь к собственному профессиональному и личностному выгоранию, а умение слышать «голос ребенка» может от это спасти.
Где найти время?
И все же вопрос остается: где найти время для того, чтобы прислушиваться к детским высказываниям?
Время обнаружится, если воспитатель поймет, что записывая истории и вопросы, выслушивая ответы и разглядывая детские карты, он как раз и занимается образованием. Плакаты и декорации, календари и планирование – все может стать и важнейшей частью процесса, и способом отразить, осмыслить этот процесс. Здесь слышен отголосок идеи «документации с детьми и для детей», предложенной подходом Реджио Эмилия и набирающей все большую популярность в мире: именно по тому, что создают дети, и можно отследить и атмосферу в группе, и детские интересы, и отношение детей к происходящему, и, конечно, понимание, осведомленность взрослых.
Вот показательный пример. Воспитатель с гордостью указывала на окна и стены в детском саду, украшенные дивно вырезанными фигурками, и поясняла: «Вырезала целый месяц!» «С детьми?» - спрашивали ее. «Ну что вы – это же обойный нож, тонкая работа, детям такое опасно давать».
Конечно, речь не идет о том, чтобы давать детям опасный нож. Речь о том, что участие в украшении своей группы, придумывание способов, выбор материалов и т. д. – это и есть образование. И если бы у детей была такая возможность, это имело бы для них гораздо большое значение, чем любые распрекрасно вырезанные взрослым фигурки.