Папки-передвижки

Консультация «Формирование структурно-композиционных умений у старших дошкольников при обучении пересказу»

Алена Поздеева
Консультация «Формирование структурно-композиционных умений у старших дошкольников при обучении пересказу»
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность данной темы обусловлена тем, что важнейшей задачей дошкольного обучения является обучение дошкольников связной речи, поскольку свободное владение речью способствует полноценному общению, созданию коммуникативного комфорта человека в обществе.

Умение является промежуточным этапом овладения новым способом действия, основанным на каком – либо правиле (знании) и соответствующим правильному использованию этого знания в процессе решения определенного класса задач, но еще не достигшего уровня навыка деятельности воплощающийся в системе читательских и речевых умений, которыми овладевает старший дошкольник.

Публикация «Консультация „Формирование структурно-композиционных умений у старших дошкольников при обучении пересказу“» размещена в разделах

В комплекс речевых умений, которыми овладевает дошкольник выделяются входят структурно – композиционные умения, обеспечивающие правильное построение текста (к ним относятся умение выделять части в тексте, строить вступительное и заключительное предложение, формировать части текста, умение составлять план и связно и последовательно излагать содержание.

Виды речевых умений

Овладение речью как средством общения предполагает формирование умений воспринимать текст, воспроизводить его и создавать собственное высказывание. Эти умения являются обобщенными. В методических целях необходимо выделить в их структуре составляющие частные умения. Для выявления частных умений важно отметить, что как при восприятии, так и при воспроизведении и создании высказывания объектом деятельности учащихся становится художественный текс, представляющий собой единство трех сторон: содержания, структуры и речевого оформления.

Умение анализировать художественное произведение – умение творческое, предполагающее готовность читателя найти решение в том случае, когда заранее неизвестен набор правил и операций, последовательное осуществление которых приведет к цели.

Поэтому, как напоминает М. П. Воюшина, данное умение не может быть сформировано путем выполнения специальных упражнений, отработки последовательности действий, т. е. с помощью алгоритма. Овладение им происходит в процессе творческой деятельности детей, в процессе чтения и анализа художественного произведения.

Структурно – композиционные умения старших дошкольников, согласно «Программе обучения и воспитания в д\саду» заключаются в умении составлять предложения из 3-4 слов, умении составлять рассказы по серии картинок, по сюжетной картинке, рассказ на заданную тему, умении составлять рассказы о предметах (по плану, предложенным взрослым, умении самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов.

В методической науке неоднократно предпринимались попытки создать систему обучения связной речи. У истоков разработки данной проблемы под системой понимались определенная последовательность методических приемов в проведении упражнений, обеспечивающих увеличение самостоятельности детей при их выполнении Н. С. Рождественский, В. А. Кустарева, Н. А. Пленкин, Е. Н. Никитина.

• В методических исследованиях последнего времени рассматриваются различные подходы к обучению младших школьников работе с текстом:

Создание высказываний на основе знакомства с понятиями лингвистики текста (В. И. Капинос, Т. А. Ладыженская, Т. Г. Рамзаева, М. С. Соловейчик, Л. И. Лосева, и др.)

• Использование системного подхода в работе над развитием связной речи (Е. И. Никитина, Н. А. Плешкин, и др.)

• Использование анализа текста – образца в процессе создания собственных высказываний (А. Е. Васильева, Е. П. Суворова и др.)

• Занятие по пересказу литературных произведений ставит задачу развивать связную речь детей – учить их точно, последовательно, связно и грамматически правильно передавать содержание текста, добиваться яркости и выразительности речи.

В каждой возрастной группе методика обучения пересказу имеет свои особенности, однако существуют и общие методические приемы. План занятия по пересказу произведения, беседа по вопросам, повторное чтение, пересказ.

Занятие по пересказу может состоять из следующих частей: вводной беседы, чтения литературного произведения, беседы по содержанию и форме прочитанного произведения, повторного чтения литературного текста пересказа произведения детьми. Для выявления того как влияет обучение пересказу на формирование структурно – композиционных умений у старших дошкольников нами было проведено исследование:

- на первом этапе исследования было выявлено, что у большей части детского коллектива структурно – композиционные умения на среднем уровне.

Работа направленная на формирование структурно – композиционных умений заключалась в комплексе занятий.

В результате преобразующего этапа эксперимента в процессе обучения пересказу дети помимо речевых умений, приобрели навыки общения. Они стали лучше выражать свои мысли, улучшилось качество общения как друг с другом, так и со взрослыми.

Исходя из полученных в ходе исследования данных, мы выяснили, Что число детей у которых сформированы структурно – композиционные умения увеличились с 30% - 70%.

Сформированные структурно – композиционные умения – это подготовительный этап для более успешного обучения детей в школе.

Методические рекомендации:

1. Использование различных условий для формирования информационно – содержательных и изобразительно – выразительных умений и применение разнообразных методических приемов с учетом этих условий.

2. Нахождение соотношения форм речи на каждом возрастном этапе, выделение ведущих и вспомогательных средств для развития того или иного вида речевой деятельности.

3. Обеспечение единства в подходе к работе над грамматическими, лексическими, фонетическими значениями к развитию понимания речи и ее применению.

4. Тематическая организация речевого материала для обработки егшо на занятиях по развитию речи.

Публикации по теме:

Особенности работы воспитателя по развитию полоролевой идентификации детей дошкольного возраста Особенности работы воспитателя по развитию полоролевой идентификации детей дошкольного возраста. Цель Создание условий для естественного.

Презентация «Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники» Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Формирование структурно-композиционных умений у старших дошкольников при обучении пересказу»
Опубликовано: 29 января 2014 в 21:56
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Формирование структурно-композиционных умений у старших дошкольников при обучении пересказу»» (включая файлы) размещена пользователем Алена Поздеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД