Елена Нестеренко
Консультация «Формирование речевой активности и сценического творчества с детьми младшей группы и их родителями»
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование речевой активности и сценического творчества с детьми младшей группы и их родителями»
Речь является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А мы, взрослые, должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Это необходимое условие формирования личности ребенка. В современном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.
Публикация «Консультация „Формирование речевой активности и сценического творчества с детьми младшей группы и их родителями“» размещена в разделах
В активизации речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста играет огромную роль театрализованные игры. Почему именно театрализованные игры? Театрализованные игры один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения - учить играя. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Это дает возможность шире использовать игровую деятельность для решения воспитательных и образовательных задач. Разнообразие игр способствует включению их в различные виды и формы деятельности дошкольников. Особое значение играют театрализованные игры для развития эмоциональной сферы дошкольников, творческих способностей, развития речевой активности и, что немаловажно, для успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям пребывания в мини-центре.
Работу по использованию театрализованных игр с детьми младшего дошкольного возраста построила на следующих принципах:
1. Принцип создания развивающей среды – создание в группе условий, которые будут способствовать творческому развитию детей.
2. Принцип психологической комфортности – создание в группе атмосферы безусловного принятия каждого ребенка.
3. Принцип активности и свободы самовыражения – создание в группе условий, способствующих постижению и преобразованию своих возможностей.
4. Принцип наглядности – дошкольник воспринимает мир через окружающие его предметы, постоянно действуя ими.
5. Принцип индивидуального подхода к детям – организация работы с детьми с учетом их индивидуальных особенностей.
6. Принцип преемственности и взаимодействия взрослых с ребенком в условиях мини-центра и в семье.
Соответственно практическая работа, основанная на данных принципах, велась в трех направлениях:
1. Создание развивающей среды.
2. Работа с детьми.
3. Работа с родителями.
При создании развивающей среды в группе оборудовали театральный центр, в котором появился волшебный сундучок для ряжения и несколько видов театра:
театр игрушек (используются любые обыкновенные игрушки);
настольный театр;
кукольный театр;
театр на ложках;
театр на стаканах;
фланелеграф;
театр масок;
пальчиковый театр.
Также для развития театрализованных игр широко использовали «Дом книги» (книги с иллюстрациями, атрибуты музыкального и художественного центров.
Всё это стимулировало желание детей заниматься театрализованной деятельностью, формировало любознательность, познавательную и речевую активность.
Работу по театрализации интегрировала с другими видами детской деятельности:
• Чтение художественной литературы: «Маша и медведь», «Волк и козлята», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Кот, петух и лиса», «Три медведя», «Заюшкина избушка», «Гуси-лебеди», «Игрушки» А. Барто;
• Рассматривание иллюстраций: сюжетных картинок и иллюстраций к сказкам, рассматривание игрушек;
• Дидактические игры по различным направлениям;
• Танцевальное и песенное творчество : разучивание танцевальных движений и пение детских песенок;
• Художественное творчество : лепка, рисование, аппликация по сюжетам потешек, стихов, сказок;
• Подвижные игры: «Курочка и цыплята», «Зайка серенький сидит», «У медведя во бору», «Лохматый пес», «Зайцы и лиса», «Гуси – гуси», «Лиска – лиса» и тд
Итак, систему работы по развитию театрализованной деятельности разделила на этапы:
1. Знакомство с волшебным сундучком для ряжения.
2. Художественное восприятие литературных и фольклорных произведений.
3. Освоение специальных умений и навыков (мимика, жесты, движения, интонация, работа в костюме).
4. Самостоятельное выступление или с помощью взрослого.
Малыши с удовольствием наряжались и «выступали» в группе, представляя себя настоящими артистами. Сначала читали маленькие стихи, потешки и играли, превращаясь в мишек, кошечек, петушков и воробушков, подражая им голосом и специфичными движениями. Это их забавляло и вызывало большой интерес. Действуя от имени осторожных воробушков, смелых мышек или дружных мишек, они учились, причем незаметно для себя. Малыши, действуя в соответствии с ролью, полнее использовали свои возможности и значительно легче справлялись со многими задачами. Кроме того, игры с ролью активизировали и развивали воображение детей, готовя их к самостоятельной творческой игре.
Далее в играх-драматизациях дети, исполняя роль в качестве «артиста», старались с помощью взрослого создать образ животных, людей, литературных персонажей, используя различные средства выразительности. После этого учились ролевым диалогам на основе текста, небольшим инсценировкам стихов, потешек, отрывков сказок.
В процессе работы по театрализованной деятельности стремилась выполнять
основные требования к её организации:
Продуманное содержание и разнообразие тематики.
Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры.
Активность детей при подготовке и проведении игр.
Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.
Заключительным этапом работы был проект «По дорогам сказок». Целью проекта было развивать речевую активность детей путём использования разных видов деятельности. Продукт проекта: драматизация сказки «Колобок».
Проект был краткосрочным, продолжительностью в 2 недели. Для реализации проекта был разработан план мероприятий:
o чтение сказки «Колобок»;
o настольное лото по сказкам «Разложи верно»;
o просмотр мультфильма «Колобок»;
o занятие по лепке «Друзья Колобка»;
o дидактическая игра «Назови овощи и фрукты;
o изучение музыкальной композиции «Песенка Колобка»;
o распределение заданий родителям по подготовке костюмов и атрибутов для инсценировки сказки «Колобок».
Итог работы по проекту - драматизация сказки «Колобок».
На нашу просьбу в пошиве, оформлении костюмов и атрибутов для сказки откликнулись не только мамы, но и бабушки. Многие костюмы шились дома, а дети помогали (по словам родителей) в его украшении. Все родители старались расшить костюм своего ребенка так, чтобы он был лучшим. И у них это получилось.
Показ сказки «Колобок» стал настоящим праздником и для детей и родителей. «Артистам» так понравилось выступать, что они согласились показать сказку всем детям мини-центра и даже ученикам 1 класса, которые были в восторге от увиденного.
Такая форма работы в рамках проектной деятельности позволила объединить стремления всех участников проекта, сблизить родителей с детьми, друг с другом и педагогами мини-центра. Родители стали больше интересоваться жизнью в группе, спрашивать советы, какие сказки читать и как правильно это делать, как их можно обыграть, в какие ролевые игры дома с ребёнком лучше играть. Мамы предлагают помочь сшить ещё костюмы, а папы сделать декорации для новых выступлений. Это способствует обогащению их внутреннего мира, а главное – учит членов семьи взаимопониманию, сближает их.
Проявление такого общего интереса сплачивает семью, коллектив детей, педагогов и родителей.
Помня о том, что театрализованные игры положительно влияют в целом на развитие личности младших дошкольников и :
в процессе театрализованной игры расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире;
развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение;
активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи;
совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений;
происходит коррекция поведения;
развивается чувство коллективизма, ответственность друг за друга, формируется опыт нравственного поведения;
стимулируется развитие творческой активности, самостоятельности;
участие в театрализованных играх доставляют детям радость, вызывают активный интерес, увлекают их.
Решили на достигнутом не останавливаться. И в дальнейшем, хотим продолжить работу с детьми, ставить новые спектакли, разнообразить виды театров, привлекать родителей непосредственно к участию в самом спектакле.
Ведь всем известно, что ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу, познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, все это помогает осуществить театрализованная деятельность. Театр является одной из важных сторон жизни ребенка, развивающих его интеллектуально и духовно. И как хочется, чтобы театр для детей был ярким праздником, восторгом, сказкой.