МААМ-картинки

Консультация «Фольклор для самых маленьких»

Ира Клименко
Консультация «Фольклор для самых маленьких»
▼ Скачать + Заказать документы

Уважаемые родители! Ваш ребенок подрос. Ему уже больше двух лет.

Бесспорно, Вы родители — самые значимые и любимые для ребёнка люди. Авторитет, особенно на самых ранних этапах развития, непререкаем и абсолютен. Детский фольклор дает возможность родителям уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к сказкам, былинам потешкам и другим жанрам.

Что же относится к детскому фольклору?

Пестушки– песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.

Потешки– игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).

Публикация «Консультация „Фольклор для самых маленьких“» размещена в разделах

Заклички– обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).

Приговорки— обращения к насекомым, птицам, животным.

Считалки –коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

Скороговорки и частоговорки– незаметно обучающие детей правильной и быстрой речи.

Дразнилки – веселые, шутливые, метко называющие какие- то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.

Прибаутки, шутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.

Докучные сказочки — у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.

Я хотела бы остановить ваше внимание на использовании детского фольклора в играх с детьми, так как игра является основным видом деятельности детей. Игры дают возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным. Дети в игре обретают хороший настрой, бодрость, радость, а это усиливает их способности в дальнейшем радоваться жизни, приводит к укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.

Приобретая игрушку, важно обращать внимание не только на новизну, привлекательность, стоимость, но и на педагогическую целесообразность. Прежде чем сделать очередную покупку, неплохо поговорить с сыном или дочерью о том, какая игрушка ему нужна и для какой игры. Часто девочки играют только с куклами, поэтому часто они лишены радости играть в такие игры, в которых формируется смекалка, находчивость, творческие способности. Мальчики обычно играют с машинами, с детским оружием. Лучше, когда мы – взрослые, не будем делить игрушки на «девчоночьи» и на «мальчишечьи».

Если мальчик не играет с куклой, ему можно приобрести мишку, куклу в образе мальчика, малыша, матроса, Буратино, Чебурашки и т. п. Важно, чтобы малыш получил возможность заботиться о ком-то. Мягкие игрушки, изображающие людей и животных, радуют детей своим привлекательным видом, вызывают положительные эмоции, желание играть с ними, особенно если вы взрослые с ранних лет приучаете беречь игрушки, сохранять их опрятный вид. Эти игрушки оказываются первыми помощниками детей в приобретении опыта общения с окружающими детьми и взрослыми. Если у ребёнка нет сестёр и братьев, то игрушки фактически являются его партнёрами по играм, с которыми он делит свои горести и радости. Игры со строительным материалом развивают у детей чувство формы, пространства, цвета, воображение, конструктивные способности.

Иногда помогайте построить ту или иную постройку, вместе подумать, какие детали нужны, какого цвета, как закрепить, чем дополнить недостающие конструкции, как использовать постройку в игре.

Игры: лото, домино, парные картинки, открывают перед детьми возможность получать удовольствие от игры, развивают память, внимание, наблюдательность, глазомер, мелкие мышцы рук, учатся выдержке, терпению.

Такие игры имеют организующее действие, поскольку предлагают строго выполнять правила. Интересно играть в такие игры со всей семьёй, чтобы все партнёры были равными в правилах игры. Маленький также привыкает к тому, что ему надо играть, соблюдая правила, постигая их смысл.

Весьма ценными являются игры детей с театрализованными игрушками. Они привлекательны своим внешним ярким видом, умением «разговаривать».

Изготовление всей семьёй плоских фигур из картона, других материалов дают возможность детям самостоятельно разыграть знакомые произведения художественной литературы, придумывать сказки.

Участие взрослых в играх детей может быть разным. Если ребёнку только что купили игрушку, и он знает, как ей играть, лучше предоставить ему возможность действовать самостоятельно. Но скоро опыт ребёнка истощается. Игрушка становится не интересной. Здесь нужна помощь старших, подскажите новое игровое действие, покажите их, предложите дополнительный игровой материал к сложившейся игре.

Если у маленького, есть игровой уголок, то время от времени ему следует разрешать играть в комнате, где собирается вечерами семья, в кухне, в комнате бабушки, где новая обстановка, где всё интересно. Новая обстановка рождает новые игровые действия, сюжеты.

Пример для родителей «Игра»

Самые любимые игры для детей — это подвижные игры. Игры, в основе которых часто бывают простейшие попевочки — это народные подвижные игры. Дети в таких играх показывают быстроту движений, ловкость, сообразительность. Так, например, в игре «Стадо» используйте закличку:

Пастушок, пастушок,

Заиграй во рожок!

Травка мягкая, роса гладкая,

Гони стадо в поле,

Погулять на воле!

У детей данного возраста, повышенная возбудимость, большая подвижность, быстрая утомляемость от однообразных движений, не способность без перерыва ходить, бегать, долго ждать сигнала в играх и т. д. Ходьба движения рук иногда отсутствует или не согласованы с работой ног. Стопы развернуты носком внутрь и широко поставлены, шаг семенящий, неритмичный (шлепанье, так как ноги ставятся на всю подошву, туловище наклонено вперед, темп неустойчивый, шаг неровный. Поэтому показывайте как правильно ходить, чтобы дети подражали вам. Взрослые должны бегать рядом с ребенком, показывать, что бегать надо легко, правильно чередуя взмахи рук.

Следующий вид игр, в которых я предлагаю вам использовать детский фольклор — игры на развитие мелкой моторики. В таких играх выполняйте

такие движения:

• Шевеление пальчиков.

• Поочередное пригибание пальцев к ладони сначала с помощью, а затем — и без помощи другой руки.

• Разведение пальцев и их сведение.

• Хлопки.

• Сжимание пальцев в кулак и разжимание.

• Помахивание кистями — сверху вниз.

• Помахивание кистями к себе и от себя.

• Вращение кистей — «фонарики».

Вместе с движениями произносите слова:

У бабы Фроси пяток внучат,

У бабы Фроси пяток внучат,

(Показать сначала одну руку с растопыренными пальцами, потом — другую).

——————————

Все каши просят,

Все криком кричат:

(Всплеснуть руками, а затем, схватившись за голову, покачать ею).

—————————-

Акулька — в люльке,

Аленка — в пеленке,

Аринка — на перинке,

Степан — на печке,

Иван — на крылечке.

(Пригибают пальчики к ладони, начиная с мизинца.).

Дети с удовольствием показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, как музыканты играют на музыкальных инструментах и т. д. Свой показ дети сопровождают движениями, яркой мимикой и жестами. Так, при проговаривании и обыгрывании потешки:

Я рыжая лисица

Я бегать мастерица,

Я по лесу бежала,

Я зайку догоняла.

И в ямку — бух!

Планируя игры, детский фольклор подбирайте разнообразный не только по жанрам, но и по тематике (это и времена года, и птицы, и животные, и трудовые процессы).

Детский фольклор используйте и для развития навыков выразительной речи детей. Тут-то в помощь вам приходят скороговорки:

Шли сорок мышей,

Несли сорок грошей;

Две мыши поплоше

Несли по два гроша.

Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимоотношения, общих интересов, любви между ними в дальнейшем.

Вы знаете, что дети любят играть, поощряйте их самостоятельные игры, покупайте игрушки, постоянно играйте с детьми, наблюдайте за игрой, цените её, как одно из важных средств воспитания.

Пример для родителей «Cпокойной ночи»

Пробуждение и засыпание — очень важные моменты в жизни вашего ребенка.

Укладывание ребенка спать вечером не терпит суеты и спешки. Хорошо, если вся процедура будет иметь какой-то постоянный порядок, четкую последовательность, станет своего рода церемонией.

Прежде всего, дайте ребенку возможность спокойно закончить игру: «Уже поздно, пора спать, поиграй еще пять минут — будем укладываться». Упрощает жизнь введение четкого правила: после передачи «Спокойной ночи, малыши!» сразу умываться — и в постель.

Одни дети засыпают быстро. С другими надо посидеть подольше, погладить, что-то тихо пошептать, в роде «ручки устали, ножки устали, все хотят спать, глазоньки закрываются, глазки устали, все отдыхает». Чтобы ребенок успокоился, лучше гладить его в направлении сверху вниз по ручкам (от плеча к кисти, ножкам (от бедра к стопе, животику, спинке, лобику. Если выполнять это в течение хотя бы месяца и каждый день сидеть с ребенком столько, сколько он требует, он начнет засыпать быстрее и спокойнее. В какой-то момент даже может сам предложить оставить его одного.

Очень важно, в каком состоянии, взрослый сидит рядом с малышом. Если вы торопитесь и хотите поскорее покончить со всей процедурой укладывания — ничего не выйдет. Как нарочно, ребенок будет засыпать очень долго, капризничать и просить то пить, то есть, то в туалет, то почитать. Вы нервничаете, и он видит это, понимает, что от него хотят поскорее отделаться. Он чувствует, что, хотя бы физически рядом, ваши мысли далеко, и пытается своими капризами вернуть вас к себе. Если вы хотите, чтобы ребенок успокоился и быстро заснул, успокойтесь сами.

На многих детей очень хорошо действуют колыбельные песни. Удивительно мягкая, нежная, музыкальная и образная русская речь, ритмичность приговоров, сопровождаемых поглаживанием, похлопыванием, покачиванием, доставляют большое удовольствие ребенку. Он будет спать спокойно, крепко.

Баю-баюшки-баю,

Не ложися на краю:

Придет серенький волчок,

Тебя схватит за бочок

И утащит во лесок,

Под ракитовый кусток;

Там птички поют,

Тебе спать не дадут.

Проснуться — это всегда как бы немножко родиться заново. С чего начинается ваше утро? С улыбки, поцелуя, прикосновения. Вы спокойны, ваши глаза говорят друг другу: мы оба так рады, что мы есть в этом мире!

Теперь можно встать, умыться, обтереться влажным полотенцем, сделать вместе зарядку. Обязательно надо перекусить, что-нибудь с горячим чаем, даже если ребенок идет в детский сад. И — день начался.

Пусть будет крепка невидимая нить тепла и любви между ребенком и вами!

Публикации по теме:

«Новогодняя открытка». Мастер-класс для самых маленьких«Новогодняя открытка». Мастер-класс для самых маленьких Чем ближе новогодние праздники, тем больше мы с вами задумываемся: что бы такое интересно и, главное, доступное для самостоятельной работы.

«У медведя во бору». Летнее развлечение для самых маленьких Видео Под звуки музыки «Старый лес» дети заходят в зал и садятся на стульчики. На интерактивной доске идет слайд шоу «Лес». Ведущая: - Ребята,.

Адвент календарь для самых маленьких. Мастер класс.Адвент календарь для самых маленьких. Мастер класс. Всем здравствуйте!До нового года осталось не так много времени, и уже чувствуется его приближение. Оно витает как в природе – заморозки,.

Ансамбль шейкеристов или аппликация для самых маленьких. ФотоотчетАнсамбль шейкеристов или аппликация для самых маленьких. Фотоотчет Этим летом ребята группы № 2 "Облачко" были художниками - декораторами и музыкантами. Они с удовольствием украшали шейкеры цветами и листочками.

Гимнастика-игра для самых маленьких в стихах Все ко мне бегите На,на зарядку становитесь, Друг другу улыбнитесь Друг за другом повернитесь, По ровненькой дорожке Шагают наши ножки.

Консультация для родителей «Стихи — засыпалочки для самых маленьких»Консультация для родителей «Стихи — засыпалочки для самых маленьких» В настоящее время, в период самоизоляции, в семьях, в которых есть маленькие дети, очень остро встает проблема соблюдения распорядка дня.

Рецепт приготовления торта для самых-самых маленьких на день рожденияРецепт приготовления торта для самых-самых маленьких на день рождения Здравствуйте уважаемые хозяюшки! Вот и прошел год, как родился мой маленький внучек. Перед днем рождения приятные хлопоты: Что приготовить?.

МК «Сладкая долька арбуза» (для самых маленьких)МК «Сладкая долька арбуза» (для самых маленьких) Близится сладкий сезон арбузов и сегодня решила поделиться идеей, как сделать дольку арбуза с самыми маленькими детками. Мы эту дольку.

По следам Нового года. Мастер-класс для самых маленькихПо следам Нового года. Мастер-класс для самых маленьких Закончились новогодние праздники. И сегодня хочется поделиться работами, которые можно сделать с самыми маленькими детками. Выполняла все.

Сценарий образовательного квеста по сказке «Репка» для самых маленькихСценарий образовательного квеста по сказке «Репка» для самых маленьких Сценарий образовательного квеста по сказке «Репка» для самых маленьких. Задачи: -Приучать детей принимать участие в драматизации сказки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Фольклор для самых маленьких»
Опубликовано: 5 ноября 2020 в 19:35
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Фольклор для самых маленьких»» (включая файлы) размещена пользователем Ира Клименко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД