Калябкина Галина
Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологически воспитывать детей можно по разному. Можно это делать в соответствии со средствами обучения, такими как : слово,наглядные пособия, технические средства и т. д.
В практике экологического воспитания возникла и другая классификация, когда методы обучения группируются по основным этапам традиционного классического понимания процесса обучения: методы начального этапа усвоения знаний (рассказ, беседа, экперементирование, работа с книгой и т. д,методы повторения, закрепления, методы творческой деятельности и т. п.
Публикация «Консультация для воспитателей „Экологическое воспитание детей“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Иногда классифицируются методы на основе деятельности воспитателя : методы изложения нового материала. Однако при любых методах, используемых воспитателем, дети должны быть активны, иначе процесс обучения будет формальным.
Что бы такое обучение осуществлялось, нужно решить по крайней мере три задачи:
1. Доказать детям, что в природе все взаимосвязано;
2. Помочь понять детям для чего им нужны природные связи: для того, что бы не нарушать их, ибо нарушение людьми природных связей влечет за собой плохие последствия, зная же эти последствия, можно использовать природу разумно и бережно;
3. Помочь детям научиться строить свое поведение в природе. На основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценки возможных последствий свои поступков (правила поведения в природе).
Можно представить себе три уровня изучения природы:
1. Объекты природы рассматриваются в отдельности, не обращая внимание на их связи.
2. Объекты природы рассматриваются в их взаимной связи, внимание концентрируется на том, например, чем питаются те или иные животные и птицы, строятся соответствующие цепи их питания. Или выясняется, скажем, значение леса для реки и т. д.
3. Это уровень, когда рассматриваются уже не просто предметы, процессы.
Какие изменения в природе нас интересуют при знакомстве с природой, прежде всего.
Во-первых, сезонные явления, в основе которых лежат действие естественных факторов. Во-вторых, те которые вызваны деятельностью человека.
ДЛя решения таких задач как:
1. Сообщение новых, закрепление и обогащение имеющихся знаний о природе.
2. Воспитание привычки заботиться о природе и ее обитателях; нахождение взаимосвязи явлений в природе, умений делать выводы.
3. Воспитание любви к природе, полезно создание экологической тропы.
Эта тропа может быть проложена в городском парке или других зонах отдыха, на территории детского сада.
Создание экологической тропы следует начинать с организационной работы по изготовлению карты-схемы прохождения маршрута, подготовки стендов и указателей. Объектами экологической тропы могут быть :
1. Памятники природы: редкие для нашей местности растения или старые деревья, растущие на территории детского сада.
2. Лекарственные растения, специально высаженные на участке.
3. Уголок леса, где дети будут упражняться в правилах поведения в природе.
4. Питомник, где можно выращивать семена растений, цветов.
5. Учпсток для труда. Это может быть специально оборудованный уголок.
6. Зона отдыха.
И в заключении необходимо отметить, что оптимальным вариантом формирования начал экологической культуры можно рассматривать тот случай, когда воспитательно-образовательный процесс начинается в младшем дошкольном возрасте. Все разделы и пункты программы можно начинать реализовывать именно с этого возраста. Примером возможного распределения материала программы по возрастам являются авторские технологии, в которых представлены системы педагогических мероприятий с детьми.
Планирование включено в технологии: материал программы, развернутый в циклах наблюдений, занятиях, экскурсиях, акциях.
Технологии всех возрастных групп реализуют материал программы через разные виды деятельности: выращивание растений, поддержание необходимых условий для животных, зимняя подкормка птиц, ведение календарей природы, опытничество, изготовление самодельных книг о природе, участие в проведении и подготовке акций. В них представлено широкое использование сказок, игр, вызывающие у детей положительные эмоции и чувства.
Данные технологии -один из вариантов эколого-педагогической работы детьми по программе"Юный эколог"
Творческий воспитатель может пойти иным путем -создать свои, совсем другие системы мероприятий, которые будут направлены на реализацию этой программы, на формирование у детей дошкольного возраста начал экологической культуры.