Людмила Ларина
Консультация для воспитателей «Оптимизация процесса адаптации ребенка к детскому саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Оптимизация процесса адаптации ребенка к детскому саду»
Подготовила ст. воспитатель :
Ларина Л. М
Темочки:
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Проблема в адаптации ребенка к условиям детского сада возникла с самого начала существования дошкольных учреждений и продолжают оставаться актуальной и в наше время. Еще Н. М. Аксарина, выделяя трудности адаптации ребенка к детскому саду в отдельную проблему, приводила пример с пересаженным деревом, требующим особого ухода и заботы садовника. Разлука с матерью, разрушение сложившихся стереотипов жизнедеятельности, новая обстановка, незнакомые люди, отсутствие точек соприкосновения с привычной жизнью – все это факторы, вызывающие стресс и часто приводящие к социальной и психологической дезадаптации ребенка.
Так что же такое адаптация?
Адаптация – приспособление организма к изменяющимся внешним условиям.
Привыкание малыша к новому для него условиям ДОО в основном зависит от того, как взрослый в семье смогли подготовить его к этому ответственному периоду жизни.
При рассмотрении оптимизации условия для успешной адаптации в детском саду раскрываются особенности поведений детей и соответственно метод педагогического воздействия на них в этот период, требования к подготовке воспитателей.
Важную роль в период адаптации отводится воспитателям, их работе с семьёй ребёнка.
При поступлении в детский сад дети без исключения переживают стресс, поэтому очень важно помогать им преодолеть эмоциональные напряжения и успешно адаптироваться к новой среде. В связи с этим, специалисты выделяют три периода привыкания ребёнка к детскому саду : острый, подострый, период компенсации.
При этом два первых периода можно классифицировать по степени тяжести – легкая, средней тяжести, тяжёлая и крайне тяжёлая.
Частой причиной неуравновешенного поведения служит неправильная организация деятельности ребё нка: когда не удовлетворяется его двигательная активность, ребёнок не получает достаточно впечатлений, испытывает дефицит в общении со взрослыми.
Срывы в поведении ребёнка могут произойти и в результате того, что своевременно не удовлетворены его органические потребности – не своевременно накормлен, не выспался. Поэтому режим дня, тщательный гигиенический уход, методически правильное проведение всех режимных процессов – сна, кормления, туалета, организация самостоятельной деятельности детей, занятий, осуществления воспитательных подходов к ним – залог формирования правильного поведения ребёнка. Создания у него позитивного настроения.
Успешная адаптация ребёнка во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребёнка и доверяют друг другу. Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении педагога к ребёнку; чувствовали его компетентность в вопросах воспитания; но главное – ценили его личные качества (заботливость, внимание к людям, доброту).
В условиях воспитания детей раннего возраста в ДОО индивидуальный подход к ребёнку обуславливается знанием его психических и физических особенностей, учётом его эмоционального настроения в данное время и состояния здоровья.
Для сбора сведений о ребёнке родителям предлагаются анкеты, в которых они дают исчерпывающую характеристику своему ребёнку. В свою очередь, сотрудники ДОО анализируют данные материалы, делают выводы об особенностях поведения ребёнка, сформированности его навыков, интересах и т. п. Это помогает воспитателям правильно общаться с детьми в адаптационный период, помочь им легче привыкнуть к новым условиям.
До приёма детей в группу необходимо провести собрание, в котором принимают участие заведующий, методист, психолог, медики и конечно, воспитатели групп раннего возраста. Специалисты раскрывают особенности работы детского сада, знакомят с направлениями педагогической деятельности, отвечают на вопросы родителей.
Для успешной организации адаптации детей раннего возраста воспитателями составлен план воспитательно-образовательной работы. При этом выбираются разнообразные направления: развлечения, консультации для родителей, памятки, интересные для детей дидактические и подвижные игры, способствующие возникновение положительных эмоций, элементы устного народного творчества.
Основные принципы работы по адаптации детей :
- постепенные заполнения групп (приём 2-3 детей в неделю);
- неполные пребывания ребёнка в начальный период адаптации (2-3 часа, возможность пребывания с мамой);
- гибкий режим (свободное время прихода, дополнительные выходные дни);
- ежедневные контроли за здоровьем, эмоциональным состоянием, аппетитом, сном в первый месяц (с этой целью на каждого ребёнка заполняется так называемый «адаптационный лист»);
- сохранения в первые 2-3 недели имеющихся у малыша привычек.
В период адаптации ребёнка к новым условиям жизни происходит своеобразная ломка, переделка сформированных ранее динамических стереотипов, касающихся определё нного режим: укладывание, кормление, а также общения. Поэтому для оптимизации процесса привыкания необходима чёткая и последовательная работа всех сотрудников ДОО с привлечением родителей.