Ольга Залевская
Консультация для воспитателей «Театрализованная деятельность детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила воспитатель Залевская О. В.
Цель: Повышение педагогической компетентности воспитателей в вопросах использования различных видов театра в воспитании и развитии детей.
Задачи:
1. Выявить представления воспитателей о различных видах театра используемых в работе с детьми.
2. Познакомить воспитателей с различными видами театра
Публикация «Консультация для воспитателей „Театрализованная деятельность детей“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2020
3. Познакомить с понятиями «Теневой театр», «Шагающий театр», «Театр марионеток», «Театр самодельных узелковых игрушек», «Театр теней», «Перчаточный театр», «Би-ба-бо».
4. Показать воспитателям принцип работы обыгрывания готовых поделок в театральной деятельности.
5. Обеспечить развитие интереса педагогов к вопросам театральной деятельности с дошкольниками.
Материал:
Фигурки теневого театра, ширма, лампа, куклы шагающего театра, домик, дерево, куклы-марионетки, узелковые куклы, карточки для театра теней, «Гонзики», кукла на руку Эрни.
План консультации :
1. Значение театральной деятельности в развитии дошкольников.
2. Знакомство с особенностями разных видов театра в практической деятельности.
3. Инсценирование сказки «Заюшкина избушка»
Театральная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение в игре. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало.
Значение театральной деятельности в развитии дошкольников нельзя недооценить.
Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.
Виды кукольных театров.
Существует несколько классификаций игр в кукольный театр для детей дошкольного возраста. Рассмотрим их разновидности:
-настольный кукольный театр (театр на плоской картинке, театр на кружках, магнитный настольный, конусный, театр игрушки;
-стендовый театр (фланелеграф, теневой, магнитный стендовый, стенд-книжка);
-театр на руке (пальчиковый, картинки на руке, варежковый, перчаточный, теней);
- верховые куклы (на гапите, на ложках, бибабо, тростевые куклы);
- напольные куклы (марионетки, конусный театр);
-театр живой куклы (театр с «живой рукой», ростовые куклы, люди-куклы, театр масок, танта-морески).
Вызывает интерес у детей теневой театр. Теневой театр — распространенный вид инсценировок сказок и сюжетных стихотворений. Показ теней сопровождается чтением рассказа, сказки, басни. Поскольку теневой театр имеет свои особенности: неподвижность силуэтов, отсутствие перспективы, глубины, невозможность располагать один силуэт за другим, — это во многом определяет и выбор репертуара.
Отличительной чертой театра теней является условность изобразительных средств. Выразительные свойства театра теней достаточно скупы и обусловлены магическим свойством тени превращать любую вещь в художественный образ. Теневая фигура – это визуальный образ. Она может трансформироваться, причудливо изменяться на экране на глазах у зрителей. Плоскую фигуру в театре теней зрители наблюдают опосредовано, сквозь полотно экрана, они видят размытую тень от цветных фигур или чёрный силуэт. Таким образом, на экране создаётся иллюзия реальности, и у зрителей появляется возможность дофантазировать, домыслить увиденное.
Разновидностью теневого театра является и театр теней. Здесь ребенок учится самостоятельно получать определенную фигуру (тень) на экране ширмы, используя лишь свои руки.
Куклы-марионетки являются одной из возможностей театрализованной деятельности. Когда воспитатель общается с ребёнком с помощью игрушки-куклы, детское сердце, как губка, впитывает каждое слово. Ребёнок верит «ожившей» игрушке, начинает общаться с ней и стремится сделать то, что кукла его «просит». Поэтому кукла в руках педагогов может стать незаменимым помощником в деле воспитания и обучения детей. Эти куклы использовались нами не только на занятиях, но и поздравляли детей с днем рождения; вели концертную часть родительского собрания, когда дети подготовили домашнее задание, номера концерта.
Кукольный театр можно использовать на любых занятиях в детском саду. Он как оригинальная форма работы поможет в формировании речи дошкольника, его памяти, воображения, предметного восприятия окружающего мира. Театрализованная деятельность будет способствовать развитию детской изобразительной деятельности в самых разных ее проявлениях. Примером может быть перчаточная кукла, которую мы назвали Эрни. Эту куклу мы часто используем на занятиях и различных праздниках. Совсем недавно эта кукла была у нас на празднике пап. И скоро появится на конкурсе «Знайка».
Настольный театр самый доступный вид театра для младших дошкольников. У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссёрской театрализованной игры- настольного театра игрушек.
Пальчиковый театр – это театр актёров, которые всегда с нами. Достаточно надеть героя на палец. Ребёнок сам действует за персонажа, изображённого на руке. По ходу действия ребёнок двигает одним или несколькими пальцами, проговаривая текст сказки, стихотворения или потешки.
В театре бибабо, используются куклы перчаточного типа. Кукла, полая внутри, надевается на руку, при этом в голову куклы помещается указательный палец, в рукава костюма – большой и средний. Остальные пальцы прижимаются к ладони.
Занимаясь с детьми театром, мы делаем жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполняем её яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное – навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогут использовать в повседневной жизни.