Любовь Никифорова
Консультация для воспитателей старшей группы «Использование прогулок и экскурсий»
▼ Скачать + Заказать документы
В летний период с детьми старшего дошкольного возраста большое внимание уделяется всевозможным целевым прогулкам и экскурсиям за пределы территории детского сада.
Экскурсия – это форма учебно– воспитательной работы, которая позволяет организовать наблюдение и изменения предметов, объектов и явлений в естественных условиях. Это могут быть:
- Природоведение экскурсии
- Социально-бытовые экскурсии
- Экологические экскурсии
Публикация «Консультация для воспитателей старшей группы „Использование прогулок и экскурсий“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Прогулки. Консультации
- Старшая группа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- Экскурсии эстетического характера
В процессе проведения целевых прогулок и экскурсий, решаются комплекс задач воспитательного, образовательного и развивающего характера:
• Воспитание любви к природе и бережному отношению к ней;
• Расширение познавательной сферы деятельности детей: развитие кругозора детей, обогащение знаний путем знакомства с достопримечательностями нашего города;
• Способствование интеллектуальному, умственному, нравственному, эстетическому воспитанию дошкольников, на основе которых создается представление о том, что такое Родина;
• Обеспечение оздоровления и физического развития ребенка в соответствии с его возрастной физиологией: способствование пониманию того, что сильные, смелые, ловкие – лучшие защитники Родины в будущем.
Ожидание предстоящей прогулки и сама прогулка создают у ребенка радостное настроение.
Наиболее эффективны такие формы работы: как пешеходные прогулки за территорию детского сада (деловые, оздоровительные, целевые прогулки, мини походы.
В основу разработки содержания ознакомления детей с родным краем посредством экскурсий, целевых прогулок опираемся на конкретные принципы:
- энциклопедичность (отбор знаний из разных областей действительности,
- уникальность места (изучение природной, культурной, социально-экономической уникальности края,
интеграция знаний (отбор знаний для понимания детьми целостной картины мира,
- единство содержания и методов, динамика преемственных связей (изменение социального опыта детей разного дошкольного возраста,
- тематичность материала.
Дети с удовольствием наблюдают, сопоставляют, сравнивают, делают выводы. Развитие мышления и речи у детей дошкольного возраста идет как единый процесс.
Уже 4-5 летним детям раскрывается смысл понятия «Родина». Необходимо показывать малышам фотографии, иллюстрации, картины о природе. При этом обращаем внимание на создание ярких образов русского лета, зимушки – зимы, золотой осени, зеленого весеннего наряда, русской березки, солнечного одуванчика и т. д.
Так, например, во время прогулки можно наблюдать за посадкой рассады цветов, полюбоваться цветами на клумбах.
Затем с детьми прочитать стихи о цветах. Обязательно воспроизвести полученные впечатления в продуктивной деятельности: например, рисование «Ромашки на клумбе», «Урожай у нас не плох» (лепка овощей) и т. д. И как завершение работы по данной теме, можно провести «Праздник урожая».
Чтобы прогулки были интересными, отправляйтесь с детьми в «сказочное путешествие». Зимой вас на опушке может встретить волшебный снежок, осенью – золотой листок, весной – весенняя капелька, летом – земляничка. Сказочные персонажи загадывают загадки, дают задания, рассказывают об окружающем мире.
Каждая прогулка, экскурсия пополняет знания ребенка об окружающем мире. Так, например, прогулка «Что на участке растет? Кто на участке живет?» помогает познакомить детей с названиями трав, цветов, насекомых и т. д.
В ходе прогулки с детьми полезно использовать разнообразные дидактические игры, например: "Угадай цветок по описанию", "Узнай дерево по листу", в старших группах "Следопыты". Наблюдения можно сопровождать песенками, загадками, чтением коротких рассказов, стихотворений. Детям очень нравится самим сочинять загадки, стихи, сказки о цветах, насекомых, явлениях, происходящих в природе летом. Дошкольникам будет интересно узнать народные приметы.
Можно организовать соревнование "Кто больше заметит вокруг интересного и необычного", взять с собой фотоаппарат и по ходу прогулки фотографировать детей, и то, что они наблюдают.
После возвращения с прогулки воспитанникам необходимо дать возможность обменяться наблюдениями, нарисовать свои впечатления, смастерить поделки из природного материала, которыми можно будет украсить участок или группу детского сада, оформить выставку детских работ. Знания, полученные детьми на прогулке, могут отражаться в лепке, аппликации, коллажах, в детском словотворчестве.
Интересно составить книгу о летних прогулках, которую дошкольники будут читать, рассматривать, показывать родителям и сверстникам из других групп. Над текстом обычно работают воспитатели и дети. Совместное издание могут украсить фотографии и детские рисунки.
Очень нравятся детям целевые прогулки. Хотя они кратковременны, эпизодичны, но очень разнообразны по тематике: наблюдения за особенностями погоды, за растениями, животными в разные времена года. Постепенно границы наблюдений расширяются – участок детского сада, знакомая улица и т. д.
Огромную радость приносят целевые прогулки с детьми по микрорайону. Гуляя по знакомым улицам, можно детей спросить, на какой улице стоит наш детский сад, (магазины, школа и т. д.)
Экскурсии дают живой отклик у дошколят, оказывается, что у Алисы, Ильи, Сони бабушки живут на этой улице, или в одном доме.
Ближе к 9 мая необходимо съездить до памятника солдатам, погибшим в годы Великой отечественной войной,. После экскурсии провести беседы о защитниках Отечества, обязательно рассматривая иллюстрации о Великой Отечественной войне.
Использование разных форм, методов работы с дошкольниками помогает малышам понять значение новых слов «памятник», «память».
Перед проведением экскурсий обязательно следует проводить предварительную беседу. Задавая вопросы: «Что это?», «Где растет?», «Как называется?», пытаться определить круг детских знаний по определенной теме, как лучше построить экскурсию, целевую прогулку. Во время проведения данного мероприятия следует больше задавать детям вопросы репродуктивного, поискового, обучающего характера.
Дети становятся активными участниками в разговорах, проявляют активность, давая развернутые ответы. Постепенно нужно менять типы вопросов, увеличивая их количество.
Процесс познания происходит только, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир. Это создает у него более яркие, эмоционально насыщенные, запоминающиеся образы.
Постепенно от прогулки к прогулке, от экскурсии к экскурсии у детей складывается прекрасный образец родного края, своей Малой Родины. Это огород, цветник, липовая роща на территории детского сада. Всё это закладывает первые основы патриотизма.
Следующая форма работы с детьми – это детский туризм, включающий физические упражнения с использованием природного и социального окружения.
К туристической деятельности, как одному из форм работы с дошкольниками, прибегают крайне редко: считается, что туризм – это дело средней общеобразовательной школы. Однако, детский туризм в оздоровлении детей дошкольного возраста может и должен использоваться в качестве вспомогательного средства в педагогической практике ДОУ.
Внедрению туризма в работу включает в себя ряд компонентов:
• физкультурно-оздоровительный
• социально-коммуникативный
• эмоционально-психологический
• эстетический и познавательный
• умело сочетает в себе игру, спортивные упражнения, элементарные эксперименты, оздоровительную гимнастику.
К средствам туризма относятся специальные двигательные задания по ориентировке на местности, туристические упражнения. Особую группу средств для физической и технической подготовки детей составляют упражнения по овладению техникой движений в пешеходных прогулках, упражнения по рациональному преодолению естественных препятствий, а так же предметы личного и группового снаряжения.
Отсюда идет положительная динамика по понижению уровня заболеваемости детей старшего дошкольного возраста, а так же оздоровительный эффект в укреплении соматического, физического и психологического здоровья старших дошкольников.
А родители могут быть активными участниками оздоровительной работы с детьми. Это поможет семьям воспитанников интересно и содержательно организовать свой досуг, повысит мотивацию ребенка и его родителей на сохранение и укрепление своего здоровья и приобщение всех участников воспитательно-образовательного процесса к здоровому образу жизни.
Ребенок дошкольного возраста должен ежедневно находиться на свежем воздухе не менее 3 часов в день. «День, проведенный ребенком без прогулки, потерян для его здоровья», писал Г. А. Сперанский.
Дошкольный туризм, представляющий собой двигательную активность на открытом воздухе, позитивно влияет на физическое развитие растущего организма.
Для организации данной формы работы с воспитанниками должны соответствовать возможности дошкольного учреждения с учетом его территориального местонахождения, а также природно-климатических, географических, экологических, культурно-исторических особенностей местности. Для этого необходимо проводить большую работу по изучению исторических, культурных и природно-ландшафтных достопримечательностей города и его окрестностей.
Специалисты ДОУ должны проводить подготовительную работу с воспитанниками с учетом физиологических и психологических особенностей детского организма и возможностей применения средств дошкольного туризма.
Инструктор по физической культуре обеспечивает физическую подготовку воспитанников к туристским прогулкам-походам, организует тематические и сюжетные физкультурные занятия, досуги, тренировочные прогулки по облегченному маршруту.
Медицинская сестра дошкольного учреждения формирует группы детей на основе состояния их здоровья и уровня физического развития, комплектует специальную походную аптечку, проводит совместно с воспитателем беседы о правилах безопасного поведения в природных условиях, способах оказания первой медицинской помощи. Активное участие в подготовке и проведении прогулок-походов принимают родители воспитанников.
Непосредственно в проведении прогулок-походов участвуют не менее 2-3 взрослых. Это может быть любой из специалистов ДОУ, воспитатель группы и его помощник. Ответственные за проведение прогулки-похода назначаются приказом заведующего ДОУ с обязательным прохождением целевого инструктажа. Чаще всего именно инструктор по физической культуре отвечает за подбор разнообразной двигательной программы мероприятия и соответствующего инвентаря, поскольку на него возложено решение задач физического развития детей в рамках прогулки-похода.
Мероприятия организуются в первой половине дня за счет времени, отведенного на утреннюю прогулку и физкультурное занятие на воздухе. Перед проведением прогулки-похода дошкольникам сообщается цель предстоящей деятельности.
Структура прогулки-похода :
- сбор и движение до первого привала (15-35 мин) ;
- остановка, привал, природоведческая деятельность (10-20 мин) ;
- комплекс игр и упражнений (25-30 мин) ;
- самостоятельная деятельность детей (15-20 мин) ;
- сбор воспитанников и возвращение в детский сад (15-35 мин) .
Содержание прогулок-походов зависит от выбранной тематики и времени года. Если позволяет погода, воспитатель может организовать наблюдение за насекомыми, птицами, сбор природного материала (для чего заранее запасают емкости), чтение природоведческой литературы и беседу об услышанном, предложить детям изобразить действия главных персонажей.
Содержание прогулок-походов должно предусматривать хорошо знакомые воспитанникам подвижные и дидактические игры: физкультурное занятие или комплекс игр и физических упражнений; упражнения на дыхание, игры на внимание.
Во время привала воспитатель может организовать самостоятельные игры. Спортивные игры-развлечения (эстафеты) помогут закрепить приобретенные умения и навыки дошкольников.
Таким образом, использование педагогами ДОУ природно-климатических факторов города Чебоксары в ходе проведения прогулок-походов с воспитанниками способствует сохранению и укреплению здоровья дошкольников. Данная форма работы позволяет формировать у детей навыки поведения на природе, развивать способности удивляться и удивлять, воспитывать заинтересованное и бережное отношение к окружающей среде, а также знакомить их с историческими и культурными памятниками родного края.
Чтобы прогулка за пределы детского сада стала для воспитанников не только полезной, удивительной, неповторимой, но и безопасной, воспитателю необходимо соблюдать следующие основные правила:
• предстоящий маршрут тщательно изучается и утверждается у заведующего ДОУ.
• заранее наметить и проверить маршрут будущей прогулки, осмотреть участок, маршрут движения воспитанников с целью их безопасного пребывания за пределами ДОУ;
• определить, как можно использовать природные условия для упражнения детей в разных видах движений, где правильно организовать отдых, игру, наблюдение;
• чередовать виды деятельности в зависимости от плана проведения прогулки для предотвращения переутомления, перегрева воспитанников;
• принять во внимание физические возможности всех детей, заранее подготовить к прогулке новичков и дошкольников, физически недостаточно подготовленных (при этом необходим совет врача);
• организовывать пешеходные прогулки с детьми, начиная со старшей группы, на расстояние не более 2 км, продолжительностью 25–30 мин в один конец (для подготовительной группы – 40–45 мин в один конец);
• осматривать одежду, обувь воспитанников на соответствие погодным условиям, сезону перед началом проведения целевой прогулки;
• запастись свежей кипяченой водой в достаточном количестве для питья детям и др.
• обязательно наличие аптечки. Каждый взрослый, сопровождающий группу детей, должен хорошо знать ее содержимое и уметь им пользоваться.
В естественных эмоционально – благоприятных условиях, с учетом регионального компонента, дошкольники более успешно усваивают и закрепляют материал разных разделов программы. При этом органично решаются и воспитательные задачи ранней социализации: развитие коммуникативности в коллективной деятельности, воспитание чуткости и бережливого отношения к окружающей действительности, знакомство с профессиями и формирование уважения к людям – труженикам родного города.
Таким образом, прогулка - экскурсия дает дошкольнику возможность эмоционального и практического контакта с окружающим миром, получить убедительные, яркие, наглядные ответы на возникающие вопросы. В этой деятельности удовлетворяется не только естественная любознательность, но и естественная потребность дошкольника в движении, обеспечивается максимальное пребывание детей на свежем воздухе в любое время дня и года, что имеет немаловажное значение в условиях нашего региона, В современных условиях постоянной занятости родителей, не имеющих возможности, а порою и желания совершать со своими детьми длительные, познавательные путешествия, прогулки по городу.
Используемая литература
1. П. К. Саморукова «Как знакомить дошкольников с природой»
2. Журналы: «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» №11 2009г., №5 2011г.