Получи документы

Консультация для воспитателей «Сказки с «бродячим сюжетом» как средство формирования грамотного читателя»

Наталья Штефан
Консультация для воспитателей «Сказки с «бродячим сюжетом» как средство формирования грамотного читателя»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для воспитателей

«Сказки с «бродячим сюжетом» как средство формирования грамотного читателя»

Выполнила воспитатель Штефан Наталья Леонидовна

г. Чайковский

,

Сказка входит в мир ребенка с раннего детства, затем сопровождает его в дошкольном возрасте и остается с человеком на всю жизнь.

Публикация «Консультация для воспитателей „Сказки с „бродячим сюжетом“ как средство формирования грамотного читателя“» размещена в разделах

Сказка знакомит ребенка с миром литературы и человеческих отношений. Сказка играет большую роль в развитии личности ребенка.

А какие сказки сопровождают детей и взрослых всю их жизнь?

1. Сказки отечественные и зарубежные.

2. Сказки авторские и народные.

3. Сказки о животных, волшебные, докучные, бытовые сказки.

Из поля зрения воспитателей и родителей упущены сказки с «бродячим сюжетом».

Что это за сказки?

Сказки с «бродячим сюжетом» - сказки разных народов мира с похожими героями, сюжетной линией и идеей, имеющие особый национальный колорит, отражающие особенности культуры, традиций и быта того или иного народа. Например, русская народная сказка «Теремок» и украинская народная сказка «Рукавичка».

Справедливо возникает вопрос: «Зачем знакомить детей со сказками с «бродячим сюжетом?» Что могут дать дошкольнику такие сказки? Какая польза детям от них?

Во-первых, чтение сказок с «бродячим сюжетом» имеет большие возможности в деле воспитания ребенка как грамотного читателя. Ребенок сравнивает сказки, ищет различия, особенности литературного творчества, анализирует произведение. В результате такой работы у ребенка формируются зачатки читательских компетенций, которые в дальнейшем будут востребованы в школе.

Во-вторых, сказки с «бродячим сюжетом» позволяют ребенку понять, что об одном и том же явлении, событии можно рассказать по-разному. Это делает ребенка более внимательным, вдумчивым читателем, активизирует его собственную творческую мысль, заставляет творить и быть непохожим на других и в жизни, и в творчестве.

В-третьих, благодаря сказкам с «бродячим сюжетом» происходит знакомство ребенка с другими странами, народами, культурами в доступной, увлекательной форме.

-Ребенок узнает о быте, обычаях, традициях и особенностях жизни людей разных национальностей; сравнивает их, осознает их самобытность, ценность и неповторимость на Земле.

-У ребенка формируется национальное самосознание, уважение к своей истории, национальным обычаям и традициям; ребенок осознает уникальность своего народа и своей культуры.

-И в то же время у ребенка понимание того, что не смотря на различия, языковой барьер, удаленность друг от друга, люди всего мира очень похожи, у них одни нравственные ценности, интересы, проблемы, беды и радости.

Итак, польза сказок с «бродячим сюжетом» неоспорима.

Возникает другой вопрос: «Когда следует начинать знакомство со сказками с бродячим сюжетом»?

Ответ очевиден - в старшем дошкольном возрасте, так как ребенок уже накопил жизненный опыт и литературный опыт, что позволит ему осмысливать содержание сказки, сравнивать ее с уже знакомой сказкой, находить черты сходства и отличия.

Теперь возникает следующий вопрос: «Как познакомить дошкольников со сказками с бродячим сюжетом»?

Во-первых, следует соблюдать последовательность работы:

1. Сказки о животных, небольшие по объему, простые по композиции, художественному замыслу. Например, русская народная сказка «Лиса и Тетерев» и кабардинская народная сказка «Лиса и Фазан».

2. Волшебные сказки. Например, русская народная сказка «Морозко» и немецкая сказка братьев Гримм «Госпожа Метелица».

Во-вторых, при выборе сказок следует соблюдать требования к сказкам с «бродячим сюжетом»:

. сказки не должны быть слишком длинными;

. сказки должны быть прочитаны и осмыслены на одном занятии;

. нецелесообразно делать большие временные перерывы в чтении сказок с «бродячим сюжетом».

В-третьих, форма ознакомления с такими сказками - специально организованное занятие (традиционное или в форме путешествия в другую страну).

В-четвертых, следует соблюдать этапы работы:

1. Подготовка к восприятию сказки.

Цель: создание соответствующего эмоционального настроя перед чтением. Этот этап может проходить непосредственно перед чтением сказки на занятии, а может быть проведен накануне чтения.

На этом этапе можно показать страну на карте, глобусе; рассказать о ней; показать на слайдах, фотографиях или открытках пейзажи, достопримечательности, национальные костюмы, предметы быта, сувениры, игрушки; поиграть в национальные игры; послушать национальную музыку и т. п. Это вызовет большой интерес детей к встрече со сказкой!

2. Чтение сказки.

З. Беседа после прочтения сказки.

Цель: нахождение сходства и отличия в сказках.

В результате этой беседы дети должны понять, как об одном и том же в разных сказках сказано по-разному.

4. Творческие задания.

Цель: развитие творческих способностей детей; формирование понимания специфики фольклора, сказки с «бродячим сюжетом» и художественного творчества как такового.

Виды заданий:

• сочинение сказок по заданной модели;

• иллюстрации к сочиненной сказке;

• издание собственной книги сказок и др.

Итак, работа со сказками с «бродячим сюжетом» действительно оказывает положительное влияние на литературное развитие ребенка-дошкольника. Дети становятся более внимательными, чуткими читателями, подмечают художественные особенности текста, ищут аналогии и получают от этой работы удовольствие.

Публикации по теме:

Сказка о малыше божьей коровки Видео Мир детства рядом с нами. Когда-то он был и нашим миром, но мы выросли, и назад пути нет. Но иногда так хочется туда опять попасть. Мир.

Театрализованная деятельность в старшей группе. Постановка сказки «Дюймовочка»Театрализованная деятельность в старшей группе. Постановка сказки «Дюймовочка» Неделя театрализованной деятельности в детском саду. Постановка сказки "Дюймовочка" Цель: развитие творческих способностей детей средствами.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Сказки с «бродячим сюжетом» как средство формирования грамотного читателя»
Опубликовано: 11 мая 2014 в 15:28
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Сказки с «бродячим сюжетом» как средство формирования грамотного читателя»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Штефан в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД