Наталья Штефан
Консультация для воспитателей «Сказки с «бродячим сюжетом» как средство формирования грамотного читателя»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей
«Сказки с «бродячим сюжетом» как средство формирования грамотного читателя»
Выполнила воспитатель Штефан Наталья Леонидовна
г. Чайковский
,
Сказка входит в мир ребенка с раннего детства, затем сопровождает его в дошкольном возрасте и остается с человеком на всю жизнь.
Публикация «Консультация для воспитателей „Сказки с „бродячим сюжетом“ как средство формирования грамотного читателя“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2014
Сказка знакомит ребенка с миром литературы и человеческих отношений. Сказка играет большую роль в развитии личности ребенка.
А какие сказки сопровождают детей и взрослых всю их жизнь?
1. Сказки отечественные и зарубежные.
2. Сказки авторские и народные.
3. Сказки о животных, волшебные, докучные, бытовые сказки.
Из поля зрения воспитателей и родителей упущены сказки с «бродячим сюжетом».
Что это за сказки?
Сказки с «бродячим сюжетом» - сказки разных народов мира с похожими героями, сюжетной линией и идеей, имеющие особый национальный колорит, отражающие особенности культуры, традиций и быта того или иного народа. Например, русская народная сказка «Теремок» и украинская народная сказка «Рукавичка».
Справедливо возникает вопрос: «Зачем знакомить детей со сказками с «бродячим сюжетом?» Что могут дать дошкольнику такие сказки? Какая польза детям от них?
Во-первых, чтение сказок с «бродячим сюжетом» имеет большие возможности в деле воспитания ребенка как грамотного читателя. Ребенок сравнивает сказки, ищет различия, особенности литературного творчества, анализирует произведение. В результате такой работы у ребенка формируются зачатки читательских компетенций, которые в дальнейшем будут востребованы в школе.
Во-вторых, сказки с «бродячим сюжетом» позволяют ребенку понять, что об одном и том же явлении, событии можно рассказать по-разному. Это делает ребенка более внимательным, вдумчивым читателем, активизирует его собственную творческую мысль, заставляет творить и быть непохожим на других и в жизни, и в творчестве.
В-третьих, благодаря сказкам с «бродячим сюжетом» происходит знакомство ребенка с другими странами, народами, культурами в доступной, увлекательной форме.
-Ребенок узнает о быте, обычаях, традициях и особенностях жизни людей разных национальностей; сравнивает их, осознает их самобытность, ценность и неповторимость на Земле.
-У ребенка формируется национальное самосознание, уважение к своей истории, национальным обычаям и традициям; ребенок осознает уникальность своего народа и своей культуры.
-И в то же время у ребенка понимание того, что не смотря на различия, языковой барьер, удаленность друг от друга, люди всего мира очень похожи, у них одни нравственные ценности, интересы, проблемы, беды и радости.
Итак, польза сказок с «бродячим сюжетом» неоспорима.
Возникает другой вопрос: «Когда следует начинать знакомство со сказками с бродячим сюжетом»?
Ответ очевиден - в старшем дошкольном возрасте, так как ребенок уже накопил жизненный опыт и литературный опыт, что позволит ему осмысливать содержание сказки, сравнивать ее с уже знакомой сказкой, находить черты сходства и отличия.
Теперь возникает следующий вопрос: «Как познакомить дошкольников со сказками с бродячим сюжетом»?
Во-первых, следует соблюдать последовательность работы:
1. Сказки о животных, небольшие по объему, простые по композиции, художественному замыслу. Например, русская народная сказка «Лиса и Тетерев» и кабардинская народная сказка «Лиса и Фазан».
2. Волшебные сказки. Например, русская народная сказка «Морозко» и немецкая сказка братьев Гримм «Госпожа Метелица».
Во-вторых, при выборе сказок следует соблюдать требования к сказкам с «бродячим сюжетом»:
. сказки не должны быть слишком длинными;
. сказки должны быть прочитаны и осмыслены на одном занятии;
. нецелесообразно делать большие временные перерывы в чтении сказок с «бродячим сюжетом».
В-третьих, форма ознакомления с такими сказками - специально организованное занятие (традиционное или в форме путешествия в другую страну).
В-четвертых, следует соблюдать этапы работы:
1. Подготовка к восприятию сказки.
Цель: создание соответствующего эмоционального настроя перед чтением. Этот этап может проходить непосредственно перед чтением сказки на занятии, а может быть проведен накануне чтения.
На этом этапе можно показать страну на карте, глобусе; рассказать о ней; показать на слайдах, фотографиях или открытках пейзажи, достопримечательности, национальные костюмы, предметы быта, сувениры, игрушки; поиграть в национальные игры; послушать национальную музыку и т. п. Это вызовет большой интерес детей к встрече со сказкой!
2. Чтение сказки.
З. Беседа после прочтения сказки.
Цель: нахождение сходства и отличия в сказках.
В результате этой беседы дети должны понять, как об одном и том же в разных сказках сказано по-разному.
4. Творческие задания.
Цель: развитие творческих способностей детей; формирование понимания специфики фольклора, сказки с «бродячим сюжетом» и художественного творчества как такового.
Виды заданий:
• сочинение сказок по заданной модели;
• иллюстрации к сочиненной сказке;
• издание собственной книги сказок и др.
Итак, работа со сказками с «бродячим сюжетом» действительно оказывает положительное влияние на литературное развитие ребенка-дошкольника. Дети становятся более внимательными, чуткими читателями, подмечают художественные особенности текста, ищут аналогии и получают от этой работы удовольствие.