Елена Левенкова
Консультация для воспитателей «Развитие эмоциональной сферы детей средствами разных видов искусства» (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Важной целью в воспитании детей дошкольного возраста является воспитание эмоционально отзывчивого, разносторонне развитого счастливого человека. Человек – существо социальное. Социализация - процесс взаимодействия человека с обществом.
Средствами развития эмоциональной сферы детей являются :
- художественная литература
- изобразительное искусство
- музыка
- природа
- общение
- развивающая среда
- виды детской деятельности и т. д.
Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие эмоциональной сферы детей средствами разных видов искусства“ (из опыта работы)» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Темочки
На мой взгляд, наиболее действенным средством развития эмоциональной сферы детей является искусство, а точнее сказать, синтез искусств.
Искусство является сложной системой, включающей в себя многие виды – литературу, живопись, музыку, театр, кино и т. д. Их необходимо максимально синтезировать, чтобы ребёнок воспринимал художественный образ ярче, целостнее.
О влиянии художественной литературы на эмоциональное развитие ребёнка я подробно говорила 2 года назад в своём докладе из опыта работы по теме : «Развитие эмоций дошкольников средствами художественной литературы». Поэтому на этом вопросе я останавливаться не буду.
Вы знаете, что наш детский сад работает над реализацией проекта «Мы вхо-дим в мир прекрасного». Мы с детьми с сентября 2005 года тоже включились в эту работу.
А. А. Блок писал: «Живопись учит смотреть и видеть (это вещи разные и ред-ко совпадают). Благодаря этому живопись сохраняет живым и нетронутым то чув-ство, которым отличаются дети».
Искусство пробуждает у детей-дошкольников эмоционально- творческое на-чало. Эмоциональная насыщенность восприятия, по словам В. А. Сухомлинского – это духовный заряд детского творчества. При знакомстве ребёнка с произведениями живописи с целью усиления эмоционального воздействия на детскую душу я использовала музыку (живую, как вы видели на занятии «Путешествие в мир живописи», или в записи). Необходимо только так подобрать музыку, чтобы она усиливала и подчёркивала общее настроение картины (тревогу, покой, радость, страх и др.). В этом неоценима помощь музыкального руководителя.
Нельзя забывать и о художественном слове, которое может предшествовать восприятию картины или непосредственно сопровождать его. Часто удачно подобранное стихотворение помогает детям понять глубокий смысл произведения, всмотреться в картину и увидеть то, что сразу не заметили.
При восприятии жанровой картины необходим рассказ воспитателя или экскурсовода.
Значение музея в эмоциональном воспитании детей огромно. Встреча с подлинным искусством в музее оказывает на детей более сильное эмоциональное воздействие, чем репродукции, пробуждает у них интерес к живописи. Эмоциональное восприятие произведения, его анализ, осмысление идеи картины создают условия для воспитания эмоционально-оценочного отношения к её содержанию. Неисчерпаемым источником развития эмоциональной сферы ребенка являются произ-ведения портретной живописи. Они показывают детям лучшие черты человека, чувство сопереживания, эмоционально-эстетическую отзывчивость к духовному миру человека. Портреты должны быть доступны детям (портреты детей, сказочных и былинных героев, людей разных профессий, женские портреты, носить воспитывающий, гуманный характер, ярко выражать эмоциональное состояние. Чем эмоциональнее, убедительнее произведение, тем сильнее оно действует на чувства и сознание зрителей. И средства выразительности, которые использует художник, должны быть разнообразными (цвет композиции, ритм, мимика).
В рамках музейно-педагогической программы «Мы входим в мир прекрасного» была разработана программа сотрудничества Культурно-выставочного центра «Радуга» и МДОУ «Детский сад №70». Тематика экскурсий: в сентябре: «Осенняя пора – очей очарованье» (Знакомство с пейзажами И. И. Шишкина и И. Левитана).
Одна из задач – способствовать развитию эмоционального переживания пейзажного образа. В группе до экскурсии мы читали и заучивали стихи об осени. После экскурсии мы с детьми рассматривали репродукции русских художников с осенними пейзажами, рисовали на тему «Золотая осень», «Поздняя осень».
В феврале – «Удивительный мир людей» (Знакомство с портретом).
Задачи экскурсии:
1. Формировать интерес к человеку, его внутреннему миру.
2. Способствовать развитию понимания человеческих эмоций и их изо-бражения в искусстве.
3. Дать понятия жанра «портрет», подвести к пониманию того, что в портретах художник передает не только внешность человека, но и его настроение, переживание, характер.
4. Формировать наблюдательность и внимание по отношению к людям, к миру человеческих чувств.
До музея мы читали произведения художественной литературы об уникальности каждого человека, изучали разнообразие эмоций человека, рассматривали пиктограммы эмоций.
После музея шло закрепление знаний об эмоциях, о жанре «портрет», его видах, рассматривание портретов, рисование «Портрет папы», аппликация «Веселые человечки».
В апреле – «Волшебство сказки» (Знакомство с творчеством В. Васнецова).
Одна из задач: способствовать восприятию человеческих переживаний, эмоций через художественные образы. До музея читали сказки «Иван-царевич и Серый волк», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», былины о русских богатырях.
После музея рассматривали иллюстрации к сказкам и былинам в книгах (книжная графика, рисовали на тему «Любимая сказка».
Наряду с посещением КВЦ «Радуга» мы с детьми один раз в месяц ходили на экскурсии в ЧГХМ, где дети знакомились с произведениями чувашских художников-живописцев, графиков, скульпторов, с видами искусства, с жанрами живописи, с видами народного декоративно-прикладного искусства (вышивка, керамика, резьба по дереву и др.)
Параллельно со всей этой работой в группе один раз в неделю я проводила занятия по ознакомлению с искусством.
Перечислю приемы ознакомления детей дошкольного возраста с изобразительным искусством, которые я использую в своей работе :
1. искусствоведческий рассказ педагога;
2. рассказ – образец личностного отношения педагога к понравившейся картине;
3. беседа;
4. прием «вхождения» в картину;
5. воссоздание предшествующих и последующих содержанию картины событий;
6. прием точных установок;
7. прием сравнения;
8. классификация (на занятиях по классификации пейзажной живописи хорошо использовать музыку и поэзию);
9. дидактические игры;
10. пояснение;
11. акцентирование деталей;
12. вызывание адекватных эмоций (вспомни, какое настроение у тебя было);
13. оживление детских эмоций с помощью литературных и песенных образов;
14. игровые приемы;
15. музыкальное сопровождение.
Но даже при использовании на занятиях разнообразных методов и приемов, мы не получим хороших результатов. Занятие проводится фронтально. Мы знаем, что каждый ребенок развивается в своем темпе, и невозможно, чтобы все дети на одном – двух занятиях усвоили полученную информацию. Поэтому необходима работа с небольшой подгруппой и индивидуальная работа. В блоке совместной деятельности мы с детьми проводили:
- беседы по картинам;
- рассматривание репродукций картин известных художников;
- чтение художественной литературы и определение эмоциональных состояний героев;
- рассматривание иллюстраций в книгах;
- знакомство, рассматривание произведений русского и чувашского декоративно-прикладного искусства;
- прослушивание музыки (П. И. Чайковского и др.);
- дидактические игры с открытками на дифференциацию видов искусств, жанров живописи;
- дидактические игры «Подбери портрет, соответствующий музыкальному отрывку по настроению», «Найди картину с временем года, описанным в стихотворении»;
- рисование под музыку различных эмоциональных состояний;
- упражнения – этюды для выражения с помощью мимики и пантомимики определенных эмоций («Раздумье», «Вкусные конфеты», «Соленый чай», «Остров плакс», «Грязь», «Муха», «Лисичка подслушивает»;
- этюды по картине (по жанровым картинам). (Оживление);
- пластические этюды для рук под музыку («Листья падают …», «Снег кружится …», «Бегут ручьи …».
Я стараюсь, чтобы развивающая среда в группе была насыщена произведениями искусства (репродукциями картин, предметами декоративно-прикладного искусства, малыми скульптурными формами и народными игрушками). Ребенку доступны открытки с репродукциями картин, наборы открыток «Чебоксары», «Голубая Гжель», «Дымковская игрушка». Дети любят рассматривать их, обыгрывать, изображать эмоции перед зеркалом, играть с ними в «Музей» и «Школу».
В нашем детском саду в помощь воспитателям сделана подборка репродукций картин и интересной информации о художниках и их произведениях, много познавательного материала по живописи, по искусству вообще, имеется большое количество демонстрационного и раздаточного материала. Есть и необходимая методическая литература по ознакомлению детей с пейзажной живописью, книжной графикой, скульптурой, архитектурой и др. Сейчас, когда в сетке занятий у нас есть специальное занятие по развитию речи, я стала использовать занятия по развитию речи на основе ознакомления с произведениями изобразительного искусства из книги «Развитие речи и творчества дошкольников» (под ред. О. С. Ушаковой). Авторы предлагают осуществлять развитие речи детей на материале произведений живописи в сопровождении литературных и музыкальных произведений, что повышает эмоциональность восприятия и способствует более глубокому проникновению в художественный образ. Важнейшими задачами этих занятий являются обогащение речи детей выразительными средствами (метафорами, эпитетами, сравнением, обучение рассказыванию по картине (натюрморту, портрету, пейзажу, знакомство с художественной литературой, развитие умения строить предложения разных типов.
Только использование в комплексе всех форм работы с детьми во всех трех блоках детской деятельности, разнообразных методов и приемов, позволило мне достичь хороших результатов в работе по ознакомлению детей с изобразительным искусством. С другой стороны, результатом работы стало успешное развитие эмоциональной сферы детей. Об этом свидетельствуют данные ежегодного мониторинга, где кроме выявления знаний детей о видах изобразительного искусства, о жанрах живописи, о художниках и скульпторах, мы выявляли способность ребенка к восприятию и эмоционально-личностное отношение к произведению искусства. В этой (четвертой) серии диагностики результаты работы на начало и конец учебного года в выпускной группе были следующие:
высокий уровень – 5 детей/7 детей
выше среднего – 8 детей/6 детей
средний уровень – 5 детей/9 детей
ниже среднего – 3 ребенка/0 детей
низкий уровень – 1 ребенок/0 детей
Увеличилось количество детей, которые свободно отвечали, почему понравилась картина, высказывали личные ассоциации, свое эмоциональное отношение. Их речь стала богаче, ярче, образнее, мимика выразительнее. Дети стали более внимательны друг к другу, эмоционально отзывчивее к чувствам других людей, что доказывает эффективность системы работы по развитию эмоциональной сферы детей посредством различных видов искусств.