Анна Минеева
Консультация для воспитателей «Развитие ребенка в конструктивной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Способность к творчеству является специфичной особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее.
Творчество в широком смысле – это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого, и поэтому основным показателем творчества является новизна его результата (художественное произведение, идея, механический прибор и т. п.).
Основной показатель творчества – новизна создаваемого продукта, художественного произведения.
Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие ребенка в конструктивной деятельности“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других.
Специфика детского творчества:
1. Новизна открытий и продукта субъективна - это первая важная особенность детского творчества. Дети делают множество открытий и создают интересный, порой оригинальный продукт в виде рисунка, конструкции, стихотворения и т. п.
2. Второй особенностью детского творчества является процесс создания продукта, который для дошкольника имеет едва ли не первостепенное значение. Деятельность ребенка отличается большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем от достижения конечного результата.
3. И, третья особенность детского творчества, заключается в том, что ребенок, в отличие от взрослого, с легкостью и начинает ориентировочную, порой даже не совсем осмысленную деятельность, которая, постепенно становясь более целенаправленной, увлекает ребенка поиском и часто приводит к положительным результатам.
Общие показатели творческого конструирования :
1. Создание «образов» конструкций – их количество, вариативность, новизна, оригинальность, выразительность, степень удаленности от исходных данных;
2. Умение строить разные образы на одной основе.
3. Умение видеть целое раньше частей.
4. Интеллектуальная активность и увлеченность детей поисковой деятельностью, их эмоциональная включенность.
Термин «конструирование» произошёл от латинского construere, что означает «создание модели», посроение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов.
Детское конструирование – создание разных конструкций и моделей из строительного материала и детских конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, природного и бросового материала.
Конструирование тесно связано с игровой деятельностью (дети сооружают постройки, неоднократно перестраивают их во время игры).
Ролевые игры, в которые включаются элементы конструирования, способствуют развитию сюжета. Полноценное конструирование влияет на сам процесс (отбирается материал, обдумываются способы, планируется и контролируется деятельность.)
В раннем возрасте конструирование слито с игрой; в младшем игра уже побудитель к конструированию. К старшему дошкольному возрасту сформированное полноценное умение конструировать стимулирует развитие сюжетной линии игры и, более того, приобретает сюжетный характер, дети создают несколько конструкций, объединённых одним сюжетом.
Типы детского конструирования :
Техническое – в нем дети отображают реально существующие объекты или придумывают поделки по ассоциации с героями мультфильмов, сказок.
К такому типу конструкторской деятельности относятся : конструирование из строительного материала, конструирование из деталей конструкторов, конструирование из крупногабаритных модульных блоков. Художественное – дети, создавая образы, передают не только их структуру, но в большей степени свое отношение к объектам (например, «весёлый клоун», «хитрая лиса» и др.).
К такому типу конструкторской деятельности относятся : конструирование из бумаги и конструирование из природного материала.
Задача педагога не только наполнять жизнь детей впечатлениями, но и создавать условия для более глубокого усвоения окружающего, формировать умение видеть характерные особенности предметов, явлений, их взаимосвязи, и по-своему передавать в конструкциях, поделках. Моделирование в этом случае опирается на образные представления о реально существующих или кем-то придуманных объектах, предметах. Вот что становится основой детского замысла.
Рассмотрим формы организации обучения дошкольников конструированию :
• Конструирование по образцу (Ф. Фребель). В данном случае постройка из деталей строительного материала и конструкторов воспроизводится на примере образца и способа изготовления. Правильно организованное обучение с помощью образцов - это необходимый и важный этап, в ходе которого дети узнают о свойствах деталей строительного материала, овладевают техникой возведения построек, обобщённым способом анализа учатся определять в любом предмете его основные части, устанавливать их пространственное расположение, выделять детали.
В качестве образца могут служить рисунки, фотографии, отображающие общий вид постройки, определённая конструкция, при воспроизведении которой требуется заменить отдельные детали или преобразовать её так, чтобы получилась новая.
• Конструирование по модели (А. Н. Миренова). В качестве образца предъявляется модель, в которой составляющие её элементы скрыты от ребёнка. Иными словами, предлагается определённая задача, но не способ её решения. В качестве модели можно использовать конструкцию, обклеенную плотной белой бумагой. Дети воспроизводят её из имеющегося строительного материала. Это достаточно эффективное средство активизаций мышления, так как у детей формируется умение мысленно разбирать модель на составляющие её элементы с тем, чтобы воспроизвести её в своей конструкции.
• Конструирование по условиям (Н. Н. Поддьяков) – не предоставляя образец и способы изготовления постройки, определяются лишь условия, которые должны соответствовать постройке, и которые подчеркивают их практическое назначение. Тем самым у детей формируется умение анализировать условия и уже на этой основе строить свою практическую деятельность достаточно сложной структуры. Дети легко и прочно усваивают общую зависимость структуры конструкции от её практического назначения и в дальнейшем самостоятельно определяют конкретные условия, которым должна соответствовать их постройка, высказывают интересные замыслы и воплощают их.
• Конструирование по чертежам и наглядным схемам (С. Леон Лоренсо, В. В. Холмовская). Детей сначала обучают строить простые схемы, чертежи, отражающие образцы построек. А затем, наоборот, создавать конструкции по простым чертежам схемам. Но дошкольники, как правило, не владеют умением выделять плоскостные проекции объёмных геометрических тел. В этом случае можно использовать специально разработанные шаблоны, развивающие образное мышление, познавательные способности. С их помощью дети имеют возможность применять внешние модели простейшие чертежи как средство самостоятельного познания новых объектов.
• Конструирование по замыслу– это творческий процесс, в ходе которого дети имеют возможность проявить самостоятельность. Однако педагог должен помнить: замысел конструкции, его воплощение достаточно трудная задача для дошкольника.
Для того, чтобы данная деятельность была эффективной, необходимо формировать у детей обобщённые представления о конструируемых объектах, умение владеть обобщёнными способами конструирования, искать новые способы в процессе других форм конструирования по образцу и по условиям.
• Конструирование по теме – в ходе такой формы организации конструирования педагог предлагает общую тематику конструкций (например, «Город», «Домики» и др., а замыслы конкретных построек, поделок дети создают сами, выбирая материал и способы их выполнения.
• Каркасное конструирование. (Н. Н. Поддьяков). Его суть: первоначальное знакомство с простым по строению каркасом как центральным звеном постройки (отдельные части, характер их взаимодействий); последующая демонстрация педагогом различных изменений, приводящих к трансформации всей конструкции. В результате дети легко усваивают общий принцип строения каркаса, учатся выделять особенности конструкции, исходя из заданного образца. В конструировании такого типа ребёнок, глядя на каркас, домысливает, как бы дорисовывает его, добавляя дополнительные детали.
Для обучения детей конструированию необходимо пользоваться разнообразными приемами.
Выделяют следующие приемы обучения конструированию :
• Показ воспитателем приемов изготовления конструкции или игрушки. Пояснения помогают детям усвоить не только действия, необходимые для выполнения конструкции, но и построение занятия, общий порядок работы. Прежде чем приступить к практическому выполнению задания, необходимо рассмотреть предмет или образец, выделить основную и дополнительные части, затем продумать процесс изготовления, отобрать нужный материал, подготовить его, и только после этого приступить к конструированию.
• Объяснение задачи с определением условий, которые дети должны выполнить без показа приемов работы.
• Показ отдельных приемов конструирования или технических приемов работы, которыми дети овладевают для последующего использования их при создании построек, конструкций, поделок.
• Анализ и оценка процесса работы детей и готовой продукции.
Значение конструирования в формировании личности ребенка :
• Развитие технических способностей;
• Развитие наблюдательности;
• Развитие внимания;
• Развитие пространственного воображения;
• Развитие эмоционально-волевых качеств личности;
• Развитие гибкости мышления;
• Развитие сенсорных способностей;
• Способствует развитию речи.