Анна Григорова
Консультация для воспитателей «Развитие познавательной активности дошкольников посредством коллекционирования»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей
Развитие познавательной активности дошкольников через коллекционирование
Тема: «Колокольчиковое дерево»
Подготовила:
воспитатель МБДОУ детский сад №1
г. Белгород
Темочки:
- Коллекционирование
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2013
Григорова Анна Петровна.
Белгород 2013
Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению. Коллекционирование имеет огромные возможности для развития познавательного интереса детей. В любом возрасте дети пытливы и любознательны, задают взрослым множество вопросов. Особенно о тех вещах, которые им интересны, кажутся для них необычными. Однако возможности ребенка - дошкольника пока еще невелики, и он может удовлетворить эту потребность только при помощи взрослого.
Так в группе компенсирующей направленности, общими усилиями детей и взрослых, среди зимы – выросло дерево, да не простое, а волшебное. На его чудо - ветках выросли колокольчики: маленькие и большие, глиняные, металлические и деревянные, стеклянные и фарфоровые, из макраме, простые и сувенирные, с надписью и гербом, рисунком и портретом, белгородские и из других городов России. Как только дети приходят в группу, у них возникает желание непременно подойти к чудо - дереву, просто постоять и посмотреть на его волшебные плоды-колокольчики, или снять понравившийся экземпляр, рассмотреть его поближе, позвонить им и отправить на место.
Маленький колокольчик – младший брат больших колоколов, которые украшают храмы Руси и радуют нас колокольным звоном. В дни больших христианских праздников, когда слышны колокольные звоны, будь то благовест, трезвон, перезвон или красный звон, хочется остановиться и слушать с волнением эту великую музыку. Колокола пришли на Великую Русь с принятием христианства и сразу стали символом державы и мощи духа русского человека.
Созданию колокольного дерева в группе предшествовала большая предварительная работа. Дети познакомились с художественными и музыкальными произведениями Е. Шкловского, Р. Рождественского, С. Чипобава, А. Толстого, Э. Грига; репродукциями картин К. Юона «Купола и ласточки», записью «Колокольные звоны». Теперь дети могут рассказать о самом большом экспонате Московского Кремля – Царь-колоколе, о том, для чего были нужны колокола в Древней Руси: они созывали народ на церковные службы и праздники, оповещали народ о начале войны, нападениях врагов и пожарах. Каждый день – утром и вечером, с рождения и до самой смерти человека, сопровождал колокольный звон. Колокола отливали самые именитые искусные мастера. Чтобы стать таким мастером, нужно было долго обучаться мастерству. Самые знаменитые мастера пользовались почётом и уважением.
Начинали отливать колокол с молитвы, чтобы всё задуманное удалось на славу. Брались за такую работу люди широкой русской души, православные добрые, душевные. Форму для отливки помещали в глубокую яму, туда лили медь колокольную (красную и зелёную, олово, серебро, говяжье и свиное сало, вар, белую глину. И вот настаёт ответственный момент – колокол рождается. Поднимают его то же с молитвой, чтобы не сорвался, не раскололся, не разбился. Ведь колокол – живое существо! Как человек, он имеет плечи, уши, язык, туловище. Каждому колоколу давали имена: Царский Сокол, Георгий, Гавриил, Вседневный, Реут, Успенский, Праздничный, Медведь. Колокол – это также и ударный музыкальный инструмент. Колокол звучит по-своему. Звук зависит от языка. Язык у колокола как смычок у скрипки. Здесь всё важно: и материал, и его форма, и вес. Только с годами к звонарю приходит мастерство и виртуозность. Чтобы звуки колокола были слышны далеко-далеко, их стали устанавливать на башнях, высоких звонницах и колокольнях. Колокольный звон на Руси всегда созвучен пению птиц, шелесту листвы, журчанию ручьёв. По легенде своим рождением могучие колокола обязаны скромному полевому цветку – колокольчику. Если закрыть на мгновение глаза, прислушаться и добавить чуть-чуть воображения, то ясно можно услышать, как от дуновения ветра полевые колокольчики издают необыкновенной красоты и чистоты звуки. Цветок природы и «поющий цветок» из металла – нежность и красота, сила и великолепие. Звучать колокола и колокольчики, волнуют и детей, и взрослых. И поэтому понятно желание детей возвращаться к этой теме снова и снова. А поэтому колокольное дерево будет расти, набираться сил и радовать всех окружающих новыми экземплярами: из других городов России, из стран СНГ, а возможно из стран ближнего и дальнего зарубежья.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. www.zvon.ru/
2. http://www.magister.msk.ru/library/
3. Фотоматериалы из личного архива автора.