Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Применение вспомогательных средств при обучении детей с нарушением зрения рисованию»

левицкая ирина владимировна
Консультация для воспитателей «Применение вспомогательных средств при обучении детей с нарушением зрения рисованию»
▼ Скачать + Заказать документы

Обучение детей с нарушением зрения изобразительной деятельности только на основе общеобразовательных принципов, приемов и методов, без учета специфических трудностей овладения навыкам в условиях зрительной патологии анализирующего восприятия, преодолении недостаточности предметно-практической деятельности, развитии способностей к рисованию.

Графические умения и навыки носят сенсомоторный характер, поэтому при нарушении зрения наблюдаются трудности формирования зрительно-двигательных взаимосвязей, обеспечивающих успех овладения изобразительными навыками. Контроль за графическими движениями в условиях слабовидения со стороны зрения снижен, что отрицательно сказывается на точности, скорости, пластичности движения руки во время рисования. В связи с этим страдает качество рисунка. На фоне этого у детей с нарушением зрения наблюдается снижения интереса к рисованию. Неуверенность в умении рисовать приводит к тому, что дети часто отказываются от рисования. Все это указывает на необходимость использования специальных средств формирования изобразительных навыков у детей с нарушением зрения.

Темочки:

Одним из эффективных средств, способствующих улучшению качества навыков рисования, является рисование по трафаретам, обводка по силуэту и контуру.

Очертание внешней линии предмета в процессе обводки силуэта, контура или по трафарету способствует уточнению, конкретизации строения предмета и его изображения, учит детей рисовать различные линии в заданных условиях. Дети начинают осознать и понимать образование различных линии: прямых, ломаных, прерывистых, волнистых.

Упражнение в рисовании по трафаретам без участия зрения способствует формированию тактильно-двигательных ощущений, лежащих в основе развития формообразующих движений. Многократное повторение одних и тех же движений при рисовании по трафаретам различных фигур приводит к развитию моторики руки, автоматизации двигательных навыков, обеспечивающих воспроизведение изображений. Формирование приемов и способов автоматизации изобразительных действий снимает зрительное напряжение, которое возникает тогда, когда дети слабо владеют навыками рисования и не умеют зрительно анализировать качество рисования.

Раскрашивание, штриховка изображений в трафарете помогают детям улучшить качество рисунка. Движения детей в таких условиях становятся более уверенными, четкими. Кроме того, раскрашивание в трафарете учит детей закрашивать по форме, повторять формообразующие движения в изображении. Все это особенно важно тогда, когда еще слабо владеют навыками рисования.

Срисовывание по трафарету, обводка по контуру и силуэту используются не постоянно. По мере овладения навыками изображения дети сами стремятся к самостоятельному рисованию. Но на начальных этапах обучения рисованию применение трафаретов является для детей с нарушением зрения эффективным средством преодоления недостатков зрительной информации. Их использование при сниженном уровне предметно-практических действий не только вселяет в детей уверенность, но и дает возможность качественно выполнить работу, стимулируя тем самым освоение к передаче реальной, точной формы изображаемых предметов. Стремление к реализму в рисунке свойственно детям дошкольного возраста, но недостаток изобразительных умений определяет своеобразие детского рисунка.

Приобретение технических умений в рисовании с использованием обводки содействует развитию точных, целенаправленных движений. Осознанное повторение движений при рисовании по трафарету обеспечивает свободу и легкость при воспроизведении изображений. Благодаря таким упражнениям дети с нарушением зрения успешнее овладевают рисовальными движениями. Многократно повторяя получившиеся формы, ребенок наконец овладевает способностью рисовать их по своему усмотрению. Активность детей повышается, они стремятся действовать самостоятельно.

Закрашивание рисунков – сложное комплексное умение, состоящее из целого ряда навыков и соответствующих формообразующих движений6 ритмичности, свободного размаха по форме предмета, легкого, без излишнего напряжения движения ретуширования, свободной остановки руки в пределах контура, воспроизведения штрихов по форме предмета, регуляции силы нажима при раскрашивании для создания оттенков. Все эти действия легче формируются в условиях раскрашивания по трафарету, так как раскрашивание и штриховка в трафарете дает лучшие условия для сохранения формы, особенно, когда зрение и рука еще плохо взаимодействуют. Движения детей в таких условиях становятся более уверенными, четкими. Кроме того, раскрашивание по трафарету учит детей закрашивать по форме предмета, повторять формообразующие движения неоднократно. Все это важно на этапе, когда дети еще слабо владеют изобразительными навыками.

Дети с нарушением зрения, поступающие в детский сад, не имеют достаточно полных и точных представлений об окружающем мире. Из-за нарушения зрения они плохо видят и выделяют конкретные признаки и свойства предметов: их форму, величину, цвет и пространственное положение. На всех видах занятий необходимо вести систематическую работу по развитию зрительного восприятия, формированию реальных представлений и умений пользоваться неполноценным зрением.

Рисование – это один из видов детской деятельности, при котором у ребенка формируются не только изобразительные навыки, но в первую очередь формируются реальные представления о предметах окружающей действительности.

Публикации по теме:

Детский мастер-класс по рисованию «Фиалка в горшочке» для детей с нарушением зрения 6 летДетский мастер-класс по рисованию «Фиалка в горшочке» для детей с нарушением зрения 6 лет Цель: научить рисовать цветущее комнатное растение (фиалку) поэтапно, по собственному представлению. Задачи: • продолжать формировать представление.

Конспект занятия по рисованию карандашами «Новогодняя игрушка» для детей с нарушением зренияКонспект занятия по рисованию карандашами «Новогодняя игрушка» для детей с нарушением зрения Цель: формировать умение рисовать ёлочную игрушку на весь лист бумаги. Задачи: • Учить располагать предметы по словесным инструкциям.

Консультация для логопедов, воспитателей, родителей «Зрительные нагрузки детей 3–4 лет с нарушением зрения» Консультация для логопедов, воспитателей, родителей «Зрительные нагрузки детей 3 – 4 лет с нарушением зрения» Составила: Дьяконова Елена.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Применение вспомогательных средств при обучении детей с нарушением зрения рисованию»
Опубликовано: 28 января 2025 в 13:27
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Применение вспомогательных средств при обучении детей с нарушением зрения рисованию»» (включая файлы) размещена пользователем левицкая ирина владимировна (УИ 1725312) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
01 февраля 2025 суббота
Последний месяц зимушки — февраль.
02 февраля 2025 воскресенье
Вот ёжик — ни головы, ни ножек!
Победа в Сталинградской битве!
Знакомимся с таинственным миром болот!
*



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД