Анастасия Марьина
Консультация для воспитателей «Правила разучивания скороговорок и чистоговорок»
▼ Скачать + Заказать документы
Существует множество различных методик для развития речи ребенка. Но скороговорки, пожалуй, самый древний, самый интересный и занятный, самый доступный из них. Но что интересно, что изначально скороговорки были придуманы, скорее всего, не с этой целью, а исключительно для развлечения. Люди собирались на различные забавы, пели, танцевали, проговаривали скороговорки – весело было. Поэтому они относятся к народному фольклору и считаются особым шуточным жанром народного творчества.
Публикация «Консультация для воспитателей „Правила разучивания скороговорок и чистоговорок“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Скороговорки
- Чистоговорки
- Темочки
Скороговорка — короткая, синтаксически правильная фраза на любом языке с искусственно усложнённой артикуляцией.
Одним из первых исследователей народного фольклора, кто заинтересовался этим жанром, был Владимир Иванович Даль. Он дает такое определение скороговорки : «частоговорка, чистоговорка, род складной речи, с повторением и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношения». Однако современные логопеды, в отличие от Даля, различают скороговорки и чистоговорки как два разных жанра.
Чистоговорки – это зарифмованная фраза, в которой часто повторяется какой-то звук, слог. Произносить эту фразу нужно чисто, правильно и осознано.
Каждая чистоговорка состоит из двух частей. Первая часть состоит из трехкратного повторения определенного слога, проговаривая который ребенок доводит ребенок до автоматизма свой артикуляционный навык. Вторая же часть представляет собой короткую фразу из 2-4 слов, которая рифмуется с первой частью. Таким образом, последнее слово во фразе заканчивается на неоднократно произнесенный ребенком ударный слог. (Ша – ша - ша в камыше нашла мыша.)
Можно составить небольшие рассказы из чистоговорок, изменяя гласный в отрабатываемом слоге. (хта-хта-хта-у нас новая тахта, хту-хту-хту - я прилягу на тахту, хте-хте-хте – засыпаю на тахте).
Чистоговорки используются в работе с детьми, начиная с младшего возраста.
Детям младшего и среднего дошкольного возраста можно предложить небольшие по объёму, простые по содержанию чистоговорки. Их смысл должен быть понятен детям, близок по жизненному опыту. Произносить к быстрому произнесению чистоговорок можно лишь после того, как дети научатся чётко и ясно произносить их в медленном и умеренном темпе. В этом возрасте шутки – чистоговорки лучше давать в игровой форме с применением наглядного материала (картинок, игрушек). Например, показывая игрушку, изображающую корову, предлагаем детям произнести шутку – чистоговорку "Му-му-му! Молока кому?". При чтении чистоговорок важно выделять заданный звук голосом.
Скороговорки намного сложнее в произносительном отношении, чем чистоговорки. Поэтому переходить к разучиваю скороговорок можно только тогда, когда ребенок в совершенстве овладеет произнесением чистоговорок, а именно в старшем дошкольном возрасте.
Скороговорка (языколомка) – Искусственно, ради забавы придуманная фраза с трудно произносимым подбором звуков, которую нужно произнести быстро, не запинаясь.
Чистоговорки и скороговорки не только помогают отработать правильное произношение какого-то звука, но и улучшают дикцию, развивают чувство ритма, память, воображение, расширяют словарный запас, развивают грамматический строй речи.
В работе с детьми в скороговорках используются знакомые слова, но они соединяются в веселые рифмованные истории, которые не только помогают проявить интерес к многообразию звуков, но и будят фантазию малыша, прививают любовь к родному языку, развивают чувство ритма. Кроме того, это самое настоящее развлечение. От души смеяться над собственными и чужими ошибками в произношении, когда одну, казалось бы, совсем простую фразу из нескольких слов каждый из вас крутит по двадцать раз и никак не выкрутит, — очень весело и полезно!
Главная цель скороговорок – это чистый звук, но не скорость.
Быстрота восприятия и освоения сложных звукосочетаний зависит от внимания, сосредоточенности, развития фонематического слуха.
Существует ряд последовательность действий, которые необходимо соблюдать для того, чтобы добиться положительных результатов при разучивании скороговорок и чистоговорок.
Читаем скороговорку сначала медленно.
Обсуждаем с ребёнком её смысл, незнакомые и непонятные слова.
Проговариваем сначала с ребенком, потом он сам самые трудные слова (не менее 3-х раз; можно по слогам).
Проговариваем сначала вместе с ребенком скороговорку медленно, а потом он сам.
После того, как ребенок выучил текст и может произносить его правильно, учимся делать все то же, но в беззвучном режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык и зубы. Это требует более энергичной работы артикуляционного аппарата.
Ребенок произносит всю фразу вслух, медленно, без ошибок.
Ребенок проговаривает скороговорку быстрее, при этом сохраняя чистоту звуков и не крича, а лишь с усилением силы голоса.
Необходимо соблюдать следующие правила работы со скороговорками :
- Начинайте работу от простых, коротких рифмованных скороговорок.
- Подбирайте скороговорку интересную для детей, с забавным сюжетом.
- Не используйте скороговорки, если у ребенка отсутствует правильное произношение звука, часто повторяющегося в скороговорке.
Со скороговорками и чистоговорками можно работать разными способами:
1. Взять в руки мяч и, ритмично подбрасывать и ловить его руками, проговорить скороговорку или чистоговорку. Подбрасывать и ловить мяч можно на каждое слово или на слог.
2. Проговорить скороговорку (чистоговорку, перебрасывая мячик из одной руки в другую.
3. Проговорить скороговорку можно, прохлопывая (оттопывая) ритм ладошками.
4. Проговорить скороговорку 3 раза подряд и не сбиться.
5. С целью развития фонематического слуха спросить, какой звук чаще всего повторяется в скороговорке?
6. Поиграть с интонацией произношения: утвердительно, вопросительно, восклицательно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно, напевая, разными голосами. Очень полезно и в смысле развития актерских способностей.
7. Пропеть чистоговорку или скороговорку (логопедические распевки).
8. Произнести фразу на выдохе.
9. Предложить детям выделять в скороговорках отдельные слова. Например, дети скороговорку «Дарья дарит Дине дыни» произносят так, чтобы было ясно, что дарят дыню именно Дине, а не кому-то другому. Усложняя задание, можно предлагать детям последовательно выделять голосом одно слово за другим (т. е. поработать над логическим ударением).
10. Многим детям нужна подсказка, визуальные ориентиры, дополнительные средства, помогающие вспомнить заученное.
С этой целью, можно вводить в свою работу мнемосхемы, «цветные скороговорки» – специальные карточки с круглыми шаблонами по соответствующим цветам. Каждый цветной кружок соответствует одному слову из скороговорки и выкладывается ребенком постепенно, по мере проговаривания, при повторном проговаривании ребенок нажимает на кружок, как на кнопку. Если детям трудно вспомнить скороговорку, ему помогает игрушка, образ которой зарифмован в скороговорке. Можно дополнительно использовать пластмассовые палочки с круглым наконечником и с соответствующим цветом. Этой «волшебной» палочкой ребенок, как бы нажимает на кружочек при проговаривании каждого слова. Еще можно использовать массажные подушечки, массажные аппликаторы и так далее.
11. Придумать чистоговорку или скороговорку по картинке.
12. Отрабатывать грамматические категории во время работы над чистоговоркой :
- Называть чистоговоркой один-много по картинкам (са-са-лиса, сы-сы-лисы, ис-ис-много лис)
- Посчитай предметы (аш-аш-аш-один карандаш, ша-ша-ша-два карандаша, шей-шей-шей-пять карандашей)
- Скажи наоборот, скажи ласково (ра-ра-высокая гора, ра-ра - низкая гора, лу-лу-стул в углу, лу-лу-стульчик в углу)
13. Предложить ребенку ответить на вопросы чисоговорками: са-са-это лиса? Са-са-какая лиса? Са-са что делает лиса? Са-са- кого встретила лиса?
Чтобы речь Вашего ребенка стала лучше, больше учите чистоговорок, скороговорок, поговорок – того, чем богат наш язык.
Список используемой литературы:
1. Мезенцева М. Логопедия в картинках. – М. :ЗАО «ОЛМА Медаи Групп», 2009
2. Новиковская О. А. Чистоговорки, скороговорки, пальчиковые игры, стихи для развития речи. – Москва: АСТ, 2015
3. Светлова И. Е. Домашний логопед. – М. : Изд-во «Эксмо», 2009
4. Темникова В. Э. Логопедические игры с чистоговорками. Пособие для работы с детьми 5-7 лет с речевыми нарушениями. – М. : Издательство «Гном и ДО», 2007
5. https://www.babyblog.ru/community/post/rannee_razvitie/3052349