Корьяк Татьяна Борисовна
Консультация для воспитателей «Освоение и внедрение развивающей игры «Палочки Кюизенера» в индивидуальной работе с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
Палочки Кюизенера можно предлагать детям с 3 лет для выполнения наиболее
простых упражнений. Они могут использоваться во второй младшей, средней,
старшей и подготовительной группах детского сада. Упражняться с палочками
дети могут индивидуально или по несколько человек, небольшими подгруппами.
Возможна и фронтальная работа со всеми детьми, хотя такая форма работы не
рекомендуется в качестве ведущей. Воспитатель предлагает детям упражнения в
игровой форме. Это основной метод обучения, позволяющий наиболее эффективно
Публикация «Консультация для воспитателей „Освоение и внедрение развивающей игры „Палочки Кюизенера“ в индивидуальной работе с детьми“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Палочки Кюизенера
- Темочки
использовать палочки. Занятия с палочками рекомендуется проводить
систематически, индивидуальные упражнения чередовать с коллективными.
В играх с палочками, которые могут носить соревновательный характер,
реб нку следует предоставлять возможность проявления самостоятельности в
поиске решения или ответа на поставленный вопрос, учить выдвигать
предположения и их проверять, осуществлять практические и мысленные пробы.
Помощь реб нку лучше оказывать в косвенной форме, предлагая подумать ещ раз,
но по-другому, попробовать выполнить задание, одобряя правильные суждения и
действия детей.
Лучше всего сближать во времени или одновременно давать упражнения на
усвоение взаимосвязанных и противоположных понятий, действий и отношений.
Упражнения могут носить комплексный характер, позволяя решать
одновременно несколько задач. Желательно в упражнении предусматривать
перебор всех возможных вариантов решения задачи: составление поездов
одинаковой длины из двух, тр х, четыр х и т. д. «вагонов», измерение одной и той
же палочкой-меркой разных палочек, одинаковых палочек разными меркамипалочками, измерение простой и составной меркой (соответственно одной, а затем
двумя такими же палочками) и т. д.
Подбор упражнений осуществляется с уч том возможностей детей. Уровня
их развития, интереса к решению интеллектуальных и практических задач. При
отборе упражнений учитывается их взаимосвязь (наличие общих и постепенно
усложняющихся элементов: способов действия, результатов) и сочетаемость с
общей системой упражнений, проводимых с помощью других дидактических
средств.
Игровые элементы вводятся в упражнения в форме игровой мотивации
(построить лесенку для петушка, починить забор и т. д.) для младших и средних
детей и в виде соревнования (кто быстрее сотавит, сделает, положит, скажет)-для
старших.
В процессе выполнения задания используются инструкция (целостная-для
старших, расчлен нная для младших, пояснения, разъяснения, указания, вопросы,
словесные отч ты детей о выполнении задания, контроль, оценка.
Сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация и сериация
выступают не только как познавательные процессы, операции, умственные
действия, но и как методические при мы, определяющие путь, по которому
движется мысль реб нка при выполнении упражнений.
Достаточно эффективным оказывается использование палочек в
индивидуально-коррекционной работе с детьми, отстающими в развитии. Палочки
могут быть использованы для выполнения диагностических заданий. (Отсюда и
определение палочек как универсального дидактического материала).
Сначала детей целесообразно знакомить с набором палочек, рассмотреть с
ними из чего он состоит. Можно предложить детям постройку или аппликацию из
цветных палочек. В ходе свободного манипулирования и игры внимание реб нка
надо обратить на то, что удобнее использовать палочки таким образом, чтобы они
соприкасались со столом наибольшей поверхностью, в таком положении они
наиболее устойчивы. Следует предложить складывать палочки в мешок или ящик
(коробку) в определ нной последовательности: сначала все белые, потом розовые,
голубые, красные и т. д.
Следует дать детям задания на закрепление цвета, определение длины
палочки, нахождение палочек одинаковой длины, сравнение по высоте,
составление поезда из палочек и определение, какой вагон левее, какой правее.
Очень важно, что дети учатся работать со схемой. Выкладывая палочки на
изображение, составляют рассказы по сюжетным картинкам.
Затем задания усложняются : детей знакомят с принципом окраски палочек,
с соотношением цвет-длина-число. Белая палочка-это число 1, а розовая-это число
–2, потому что она имеет ту же длину, что и две белые.
Использование «чисел в цвете» позволяет одновременно развивать у детей
представление о числе на основе сч та и измерения. К выводу. Что число
появляется на основе сч та и измерения, дети приходят на базе практической
деятельности, в результате разнообразных упражнений. Как известно, именно это
представление о числе является наиболее полноценным.
При знакомстве с цифрами дети работают со схемой числа, используя
при м «наложения», «приложения», «на глаз». То же с буквами. Выкладывают
слова по схеме, составляют самостоятельно слова.
Палочки как дидактическое средство вполне соответствуют специфике и
особенностям математических представлений дошкольников, уровню развития
детского мышления.