Антонина Клешнина
Консультация для воспитателей «Формирование гендерной принадлежности и идентичности у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей
Процесс полоролевой идентификации и половой дифференциации необходим для полноценного развития личности ребенка, подготовки его к выполнению соответствующих полу социальных ролей и в первую очередь семейных.
Формирование гендерной принадлежности и идентичности – одна из задач реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в детском саду.
Публикация «Консультация для воспитателей „Формирование гендерной принадлежности и идентичности у дошкольников“» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Гендерное воспитание. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Основными понятиями теории и методики полоролевой идентификации детей дошкольного возраста являются следующие:
полоролевое поведение – действия индивида, которые определяют его принадлежность к определенному полу, знаковое поведение, строящееся на различиях во внешности, одежде, манере держаться, системе жестов, лексике;
полоролевая дифференциация – совокупность генетических, физиологических и психологических признаков, на основании которых различается мужской и женский пол;
полоролевая идентификация – процесс и результат отождествления себя с представителями определенного пола, проявляется в единстве поведения и самосознания индивида, причисляющего себя к определенному полу и ориентирующегося на требования соответствующей половой роли.
Критерии и уровни сформированности полоролевой воспитанности детей дошкольного возраста (по М. А. Радзивиловой).
Низкий уровень полоролевой воспитанности дошкольников характеризуется:
- умением ребенка дифференцировать себя от лиц противоположного пола, отличать мужчин от женщин, мальчиков от девочек по внешним признакам (одежде, длине волос, физиологическим признакам, полоролевому поведению;
- сформированностью телесной идентичности;
- знанием и умением выполнять культурно-гигиенические правила по уходу за собственным телом.
Средний уровень полоролевой воспитанности дошкольников характеризуется:
- половой дифференциацией и идентификацией (видением перспективы собственного развития в маму или папу, женщину или мужчину);
- знанием основ полоролевого поведения мальчиков/девочек, мужчин/женщин, владением представлениями о внутрисемейных половых ролях;
- способностью устанавливать партнерские, дружеские отношения со сверстниками;
- владением элементарными знаниями о своем организме, об анатомическом строении человека.
Высокий уровень полоролевой воспитанности дошкольников определяется следующими характеристиками:
- осознанием собственного женского или мужского образа «я»;
- умениями применять знания о культурных эталонах мужественности/женственности в повседневной жизни;
- способностью устанавливать партнерские, дружеские отношения со сверстниками своего и противоположного пола, с взрослыми;
- владение представлениями о разнообразном полоролевом репертуаре и умениями, навыками соответствующего полоролевого поведения;
- развитием эмпатии, доброжелательности;
- осведомленностью о возможности агрессивных действий со стороны незнакомых людей, старших детей и навыками личной безопасности.
Работа по развитию полоролевой идентификации должна быть нацелена:
- на ознакомление детей с качествами мужественности и женственности, проявлениями и предпочтениями мужчин и женщин в разных видах деятельности;
- на формирование навыков и умений поведения, а также выработку отношения детей к понятиям красоты, любви, доброжелательных отношений и формирование этих отношений между девочками и мальчиками группы.
То есть формирование гендерной идентичности невозможно без сопоставления себя и своего поведения с поведением и социальными ролями представителей не только своего, но и другого пола. Это означает, что если делить детский коллектив на гендерные группы и заниматься с каждой отдельно, результаты такой работы снизятся, поскольку снизится эффективность решения задач социально-личностного развития детей и образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».
Психофизические особенности развития мальчиков и девочек.
- У мальчиков недостаточно развита мелкая моторика рук.
- Для полноценного психического и физического развития мальчикам требуется больше пространства, чем девочкам. Если горизонтального пространства мало, они используют вертикальное: лазают по лестницам, забираются на тумбочки, шкафы.
- Психологи отмечают, что к началу обучения в школе мальчики по биологическому возрасту младше девочек на целый год.
- Мальчики медленнее включаются в занятие и быстрее истощаются интеллектуально. Девочки более организованные и усидчивые.
- Девочки предпочитают репродуктивную деятельность, мальчики – проблемно-поисковую, связанную с экспериментированием и активным действием в ситуации обучения. Мальчики часто задают вопросы для получения информации, ломают игрушки, чтобы понять их устройство.
- У девочек лучше развиты речь и словесно-логическое мышление, у мальчиков – пространственное и образно-логическое мышление. Поэтому мальчики плохо воспринимают объяснения на слух, в работе с ними предпочтительнее использовать средства, ориентированные на зрительное восприятие.
- Для мальчиков в речевой оценке взрослого важно, что конкретно, какой момент оценивается в их деятельности. Для девочек важно, кто их оценивает и как, то есть им важно, какое они произвели впечатление. Ругая девочку, не спешите сразу высказывать свое отношение к ней. Сначала объясните ей, в чем она неправа.
Ругая мальчика, коротко и ясно изложите, что конкретно вас не устраивает. Иначе через некоторое время он просто перестанет вас слушать и слышать.
- При оценке результатов деятельности для мальчика наиболее значимым является указание на то, чего он добился. Каждый приобретенный навык, каждый результат положительно сказывается на его личностном росте, позволяет гордиться собой и стремиться к новым достижениям.
Формы работы по развитию полоролевой идентификации дошкольников.
1. Организация предметно-развивающей среды.
- Создание в группе библиотеки «Для вас, мальчики и девочки!»;
- Организация уголков:
«Маленькая леди» (бижутерия, аксессуары, шарфы, шляпки, перчатки, сумочки);
«Юный мастер» (разные инструменты, машины, приборы, гаражи);
«Конструкторское бюро» с различными видами конструктора;
«Уголок экспериментирования»;
«Клуб путешествий» с наборами атласов, карт, книг о флоре и фауне нашей планеты;
«Уголок безопасности», «Уголок здоровья».
2. Чтение художественной литературы.
Репертуар художественных произведений по воспитанию у детей идеалов мужественности и женственности делится на блоки.
В первый блок входят произведения, раскрывающие качества мужественности, присущие защитникам Отечества: смелость, стойкость, ответственность; а также произведения о мальчиках, проявляющих мужественность и о мужественных поступках в мирное время, но в необычных обстоятельствах.
Второй блок произведений способствует формированию представлений о некоторых качествах женственности, а именно: заботливости, терпимости к недостаткам других и попечительства по отношению к малышам.
Третий блок произведений направлен на формирование у детей представлений о дружной и счастливой семье, где все заботятся друг о друге, во всем помогают, вместе проводят досуг.
Список произведений художественной литературы представлен в методическом пособии Н. А. Виноградовой и Н. В. Микляевой, «Формирование гендерной идентичности», Библиотека журнала «Управление ДОУ».
3. Этические беседы.
Ш. А. Амонашвили предлагает ввести практику «секретных совещаний» с мальчиками и девочками. Суть этих «секретных совещаний» в том, что мальчикам/девочкам незачем знать, какие наставления дают девочкам/мальчикам. Иначе эта заботливость потеряет свою эстетику обслуживания.
На «секретных совещаниях» с мальчиками рекомендуется обсуждать следующие правила:
- по отношению к девочкам и слабым недопустима грубость (нельзя толкать, отбирать вещи, драться не только с ними, но и в их присутствии, говорить грубые слова);
- к девочкам надо проявлять внимание – пропускать вперед, уступать место, очередь, придерживать дверь, подавать пальто;
- мальчик должен брать на себя работу, требующую физической силы, должен защищать девочек и тех, кто слабее, от опасности.
На «секретных совещаниях» с девочками обсуждаются следующие правила:
- девочке не принято говорить грубым голосом и употреблять грубые слова; она должна обращаться к другим по имени, уважительно;
- тех, кто ссорится, нужно помирить;
- нужно помогать тому, кто не умеет поддерживать красоту и порядок;
- надо замечать, какое настроение у тех, кто рядом с тобой, и помогать тому, кому плохо;
- нужно уметь благодарить мальчиков и мужчин за проявленную внимательность и уважение к девочкам и женщинам.
4. Этические проблемные ситуации.
Воспитателю нужно создавать условия для реализации представлений о половых ролях в различных видах деятельности, проявляя свою компетентность. Этому способствует обсуждение с детьми этических проблемных ситуаций трех видов:
- когда описанная проблема была разрешена двумя детьми, одним правильно, а другим неправильно;
- когда проблема в предложенном рассказе решалась неправильно;
- когда перед ребенком в проблемной ситуации стоял вопрос «Как поступить?».
5. Сюжетно-ролевые игры.
Они также используются как средство реализации детьми своих представлений о мужественности и женственности, преодоление разобщенности детей разного пола. Поэтому, направляя игру детей, следует очень бережно, тактично относиться к их собственному замыслу, инициативе, выбору партнеров по игре. Но видеть в то же время свою задачу в расширении тематики и обогащении сюжетов игр таким образом, чтобы у детей была возможность участвовать в игровом взаимодействии со сверстниками другого пола в процессе привлекательной для себя роли.
Например, игры «Автосервис» и «Мастерская по ремонту бытовой техники», предназначенные для мальчиков. Их можно дополнить сюжетами, «открыв» продуктовый киоск, медицинский пункт. Так в играх участвуют на привлекательных для себя ролях мальчики и девочки.
Однако наибольшие возможности для проявления мужественности и женственности в игровой деятельности создают игры семейно-бытовой тематики. Т
Организуя такие совместные игры, воспитатель следит за становлением партнерских отношений между мальчиками и девочками и выполнением воспитанниками этических норм.
6. Организация трудовой деятельности.
Труд – это вид совместной деятельности, способствующий формированию и закреплению представлений детей о мужественности и женственности. Так, например, при подготовке атрибутов к физкультурному занятию мальчики выполняют трудовые действия, требующие физической силы: приносят скамейки, маты, стойки. Девочки выполняют более легкую работу: раскладывают предметы для общеразвивающих упражнений.