Вероника Ильиничева
Консультация для воспитателей «Организация прогулок и походов за территорию детского сада»
▼ Скачать + Заказать документы
«Организация прогулок и походов за территорию детского сада»
Подготовила и провела:
воспитатель Ильиничева В. Б.
17.11.2021 г.
Публикация «Консультация для воспитателей „Организация прогулок и походов за территорию детского сада“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Прогулки. Консультации
- Туризм. Туристическая деятельность и походы в детском саду
- Темочки
Прогулки и походы с детьми представляют собой один из самых важных видов организованной двигательной деятельности. При организации такой деятельности с детьми решаются не только оздоровительные задачи, но и совершенствуются двигательные навыки и физические качества детей.
Дети старшего дошкольного возраста обладают более высокой степенью самостоятельности и организованности по сравнению с детьми младшего дошкольного возраста, в связи с этим организованная двигательная деятельность такого рода проводится с детьми старших и подготовительных групп.
Организация (возможно круглогодичных) прогулок-походов предусматривает их подготовку, регулярное (ежемесячное или еженедельное) проведение и овладение детьми определённым объёмом знаний и умений.
Пешие прогулки включают в себя следующие составляющие:
• Наблюдение в природе и сбор природного материала;
• Чтение или прослушивание природоведческой литературы и беседа по ее содержанию;
• Выполнение имитационных движений (подражание действиям птиц, зверей, насекомых);
• Подвижные и дидактические игры, соответствующие возрасту детей;
• Физкультурное занятие или комплекс игр и физических упражнений, соответствующих возрасту детей;
• Упражнения на дыхание, игры на внимание;
• Самостоятельные игры детей (на привале).
Походы могут быть разными, в зависимости от сезонных и погодных условий определяются их цели и задачи.
Перед походом детям обязательно сообщается конкретная цель предстоящей деятельности, например; "Сегодня мы будем собирать букеты из опавших листьев для украшения групп детского сада" или "Будем искать деревья, каких нет на нашем участке" и т. д.
Важно, чтобы походы были насыщены разнообразным двигательным содержанием: ходьба в разном темпе, подскоки, подвижные игры, спортивные упражнения, перебежки в медленном и быстром темпе и др.
В содержание походов должны включаться хорошо знакомые детям игры и упражнения, освоенные ранее.
Часть времени отводится для подготовки детей к прогулкам-походам. С этой целью воспитатель проводит цикл бесед, игр, занятий, на которых дети получают необходимые знания о туризме и предстоящих походах. Старшие дошкольники обогащают свои знания специальными терминами (турист, палатка, рюкзак, спальный мешок, компас, маршрут, карта и т. д.).
С целью повышения интереса детей к данному виду прогулок и закрепления приобретённых умений и навыков могут быть проведены различные спортивные игры-развлечения (эстафеты).
В проведении прогулок-походов участвует специалист по физической культуре (возможно участие освобождённого специалиста) и воспитатель группы вместе с помощником. Прогулки-походы организуются в первой половине дня за счёт времени, отведённого на утреннюю прогулку и физкультурное занятие на свежем воздухе, что позволяет детям реализовать свою потребность в ежедневной двигательной активности.
В поход можно взять фотоаппарат, чтобы запечатлеть наиболее интересные моменты прогулки.
Перед походом рекомендуется заранее продумать инвентарь, который потребуется для собранных в процессе похода предметов (листьев, природного материала и т. д., чтобы можно было принести их в детский сад.
Примерная структура прогулки-похода.
1. Сбор и движение до первого привала (15-35 минут).
2. Остановка, привал (10-20 минут). Природоведческая деятельность.
3. Комплекс игр и упражнений (25-30 минут).
4. Самостоятельная деятельность детей (15-20 минут)
5. Сбор детей и возвращение в детский сад (15-35 минут).
Инструкции по охране жизни и здоровья детей.
При проведении прогулок-походов следует соблюдать определённые правила безопасности.
• Маршрут должен быть тщательно изучен.
• В проведении прогулки-похода должны участвовать не менее двух взрослых (а также родители).
• Во избежание перегрева и/или переохлаждения одежда должна соответствовать времени года и состоянию погоды.
• В обязательном порядке должна быть собрана аптечка для оказания первой медицинской помощи.
• Каждый взрослый должен хорошо знать содержание аптечки и уметь ею пользоваться.
• При переходе улиц, дорог воспитатель следит за тем, чтобы дети соблюдали правила дорожного движения.
• В поход желательно брать обычную кипячёную питьевую воду, одноразовые стаканчики, средства против укусов комаров, мошек.
При нахождении за территорией детского сада рекомендуется придерживаться следующих правил:
• Один взрослый идет впереди, второй сзади идет замыкающим. Все дети обязательно должны находиться в поле зрения замыкающего взрослого. Воспитанники не должны находиться за спиной замыкающего. Ответственный взрослый постоянно ведет пересчет детей.
• Перед пересечением проезжей части следует остановиться. Взрослые выходят на обе стороны перехода с поднятыми красными флажками и становятся навстречу движению транспортных средств. Необходимо убедиться в безопасности совершаемого манёвра. Во время движения группы детей по пешеходному переходу взрослые с флажками стоят на проезжей части. Взрослые покидают проезжую часть только после прохождения дороги всеми детьми.