Елена Сахапова
Консультация для воспитателей «Первые дни ребёнка в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
«Первые дни ребёнка в детском саду»
Прежде чем начать непосредственную работу с детьми по облегчению адаптационного периода, требуется провести предварительную работу с воспитывающими взрослыми, и в первую очередь – с педагогами, так как именно вы в это сложное время для малыша, привыкающего к новой обстановке, находитесь в тесной связи и с родителями и с детьми.
Публикация «Консультация для воспитателей „Первые дни ребёнка в детском саду“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Возраст ребёнка с 1,5 до 2,5 лет характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Поэтому адаптация к дошкольному учреждению проходит крайне болезненно. Надо так организовать этот период, чтобы как можно меньше травмировать ребёнка.
Адаптация – это привыкание человека к новым обстоятельствам и к новой обстановке, в конкретном случае – это привыкание малыша к детскому саду.
Выделяют два основных критерия успешной адаптации:
- внутренний комфорт – эмоциональная удовлетворенность;
- внешняя адекватность поведения – способность легко и точно выполнять требования среды.
Различают четыре степени тяжести адаптации:
1. Легкая адаптация: к 20-му дню пребывания в детском учреждении нормализуется сон, ребёнок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более одного раза и сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес без изменений.
2. Адаптация средней тяжести: поведенческие реакции восстанавливаются через 1-2 месяца пребывания в детском саду. Нервно-психическое развитие несколько замедляется (замедление активности). Заболеваемость до двух раз сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес не изменился или несколько снизился.
3. Тяжелая адаптация: характеризуется значительной длительностью (от двух до шести месяцев) и тяжестью всех проявлений.
4. Сверхтяжелая адаптация: около полгода и более. Встает вопрос: стоит ли ребёнку оставаться в детском саду, возможно, он «несадовский» ребёнок».
Встреча воспитателей с родителями и детьми
Вначале воспитатели знакомятся только с родителями. Цель встречи – расположить к себе родителей и получить от них первичную информацию о ребёнке.
Много времени и сил этот период педагогу придется уделять формированию у детей навыком самообслуживания. В новых для них условиях даже те дети, которые дома сами ели, одевались, пользовались горшком, могут начать просить покормить их, помочь одеться. В этом проявляется подсознательное желание ребёнка проверить, готовы ли взрослые заботиться о нём, любят ли они его. Поэтому педагог никогда не должен отказывать малышу в помощи, если ребёнок будет спокойно чувствовать себя в детском саду, то очень скоро начнёт делать сам все, что умеет.
Тех детей, которые просто что-то не умеют делать, надо терпеливо и настойчиво учить, одновременно помогая им. Ребёнок должен чувствовать, что вы учите его не для того, чтобы он не докучал вас своими просьбами, а для того чтобы он умел все делать сам, как большой. Поэтому обучение всегда должно сочетаться с помощью. Каждое прикосновение рук педагога должно быть приятно ребёнку. Одевать, причесывать, кормить детей надо ласково. При это желательно постоянно разговаривать с детьми.
Игровая деятельность
Основной вид деятельности малыша в этом возрасте – предметная игра. Основываясь на это значение, нужно выстраивать воспитательную стратегию и находить формы взаимодействия с ребёнком.
Психологами была выявлена такая закономерность что, легче всего адаптация протекает у малышей, которые умеют разнообразно и сосредоточенно действовать с предметами. Попадая в детский сад, они быстро откликаются на предложение воспитателя поиграть.
Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребёнок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы не один ребёнок не чувствовал себя обделенным вниманием.
Предлагаю вам некоторые методические приемы.
При первом знакомстве со шкафчиком вместе с родителями обходят раздевалку, рассматривают яркие картинки на стенах, рассматривают шкафчики
В: А это шкафчики – маленькие домики. В них живут туфельки, кофточки, курточки. Они приходят сюда вместе с ребятками. Знаешь – сегодня здесь проезжала маленькая машинка (проскакал зайчик). Давай поищем её. По-моему, она спряталась в какой-то шкафчик. Воспитатель и малыш открывают шкафчик и находят игрушку. Воспитатель достает игрушку и разговаривает с ней - откуда ты к нам приехала. Из Колиного дома. А почему ты приехала сюда, потому что Коля идёт в детский сад и тебе тоже захотелось с ним. А почему ты спряталась сюда, ты выбрала самый красивый шкафчик для Коли. Конечно Коля будет складывать и вешать на крючок свою одежду в этот шкафчик. Далее воспитатель предлагает ребёнку раздеться и пройти в группу. При это необходимо помнить, что ребёнка нельзя заставлять раздеваться, и если он отказывается, не надо настаивать на этом. Желательно, чтобы малыш положил в свой шкафчик хоть какой-нибудь предмет своей одежды.
Кроватка ждет тебя малыш!
Прежде чем показать ребёнку свою кроватку, необходимо провести небольшую подготовку. Для начала воспитателям необходимо провести небольшую подготовку. Для начала лучше выяснить как любит засыпать малыш (помогает ли ему песенка, приговаривают ли что-то родители, или малыш засыпает с игрушкой).
Пригласите малыша пройти в еще одну комнату. Это спальня – говорит воспитатель, здесь живут кроватки, одеяла и подушки. Каждая кроватка ждет своего хозяина. Она его согреет и усыпит. Смотрите, а эта кроватка ждет кого-то, говорит воспитатель. И подушка приготовилась и одеяло приветливо раскинулось. А это кто здесь (берет в руки игрушку) что ты здесь делаешь? Поспать захотела? А что не ложишься? Ждешь кого-то. А я поняла ты, ждешь Колю, приглашает его к себе, смотри, какая мягкая постель ждёт тебя! Ты пройдешь к ним. Поспишь с ним в своей постельке?
Попросите ребёнка присесть на кроватку. Можно предложить ему положить голову на подушку. В заключение воспитатель передаёт игрушку в руки малышу, предлагает ему уложить зайку. Говорит: спи зайка, засыпай! Скоро и Коля к тебе придёт в свою постельку.
Что делать в трудных ситуациях?
Формировать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать простейшие навыки самообслуживания можно так:
- совместно с родителями предъявлять детям единые, обоснованные и понятные им требования;
- учитывать возрастные особенности детей при формировании навыков самообслуживания, оказывать ребёнку помощь в трудных для него ситуациях;
- терпеливо и постепенно учить детей правильно мыть и вытирать руки, пользоваться туалетом, одеваться и раздеваться, есть ложкой, пить из чашки;
- показывать детям собственный пример аккуратности и опрятности внешним видом и поведением.
Воспитывать у детей уверенность в самих себя и своих возможностях, развивать активность, инициативность, самостоятельность можно так:
- рассказывать ребёнку о его реальных и возможных достижениях («смотри зайка, как аккуратно умеет складывать вещи в шкафчик наша Катя. Ты можешь у неё поучится»)
- отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей;
- не критиковать результаты сделанного ребёнком;
- никогда не осуждать ребёнка как личность (ты плохой, ты жадина и т. п.)
- предоставлять детям полную самостоятельность во всем, что не опасно для их жизни и здоровья;
- поддерживать инициативу детей, поощряя у них стремление ставить собственные цели, помогая реализовать задуманное.
Закладывать основы доверительного отношения детей к взрослым, формируя доверие и привязанность к воспитателю можно так :
- с момента знакомства с детьми в процессе общения, в играх установить доверительные личные контакты, проявлять индивидуальную заботу и оказывать помощь, стремиться стать надежной опорой для ребёнка в трудных и тревожных для него ситуациях;
- установить ритуалы ежедневной встречи и прощания воспитателя с каждым ребёнком, стараться перед дневным сном или уходом домой приласкать его;
- поддерживать и поощрять инициативу ребёнка в общении со взрослыми (общения – просьбы ребёнка типа : «почитай…», «покажи…», «поиграй…», «дай…»)
- уважать индивидуальные вкусы и привычки детей;
- делать небольшие подарки, устраивать сюрпризы.
Закладывать основы доброжелательного отношения детей друг другу можно так:
- вместе с остальными детьми приветствовать утром каждого приходящего ребёнка (особенно новенького, а вечером прощаться;
- побуждать детей откликаться на боль, огорчение сверстника, жалеть;
- средствами музыки способствовать возникновению у детей эмоциональных сходных состояний;
- установить для детей четкие правила взаимоотношений со сверстниками: нельзя бить и обижать друг друга, отнимать игрушки.
Поддерживать у детей познавательное отношение к окружающей деятельности можно так:
- создавать в группе развивающую предметную среду, используя дидактические игрушки, разнообразные предметы «взрослого быта»;
- побуждать детей с разнообразными действиями с предметами (разбор, вкладывание)
- систематически обыгрывать вместе с ребёнком различные ситуации с игрушками и предметами;
- постоянно поддерживать интерес ребёнка к тому, что он рассматривает и наблюдает, открывая ему новые стороны предметов короткими рассказами.
Алгоритм постепенного вхождения в детский сад
Для малыша менее болезненное расставание с мамой – это постепенная разлука. Поэтому существует система поэтапного привыкание ребёнка к детскому саду.
1-й шаг – приход ребёнка вместе с родителями только на прогулку;
2-й шаг – приход ребёнка вместе с родителями в группу во время свободной игровой деятельности;
3-й шаг – ребёнок остается один на 1-2 часа во время прогулки, либо во время игровой деятельности;
4-й шаг – ребёнок завтракает и остаётся один на 2 часа;
5-й шаг – ребёнок остается один до обеда;
6-й шаг – ребёнок остаётся на сон, но сразу после сна его забирают родители;
7-й шаг – ребёнок остается на целый день.
Последовательность в реализации всех этапов алгоритма – залог успешного вхождения малыша в детский сад.
Переход на следующий этап алгоритма вхождения осуществляется только после успешного преодоления ребёнком предыдущего. Длительность каждого этапа зависит от степени тяжести адаптации у малыша.
Присутствуя на любом из этих этапов, мама не должна на себя брать роль пассивного наблюдателя. При взаимодействии с воспитателями и другими людьми, знакомясь с ними, играя в различные игры, она показывает ребёнку, что доверяет им. Если доверяет мама, значит, доверяет и ребёнок.
Желаю вам понимания, мудрости и тогда у вас обязательно всё получится!
Подготовила: Педагог-психолог Сахапова Е. А.