Красильникова Ольга
Консультация для воспитателей на тему «Матрёшка в жизни ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей на тему
Народная игрушка является, при тщательном её изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики. Народная игрушка будит мысль и фантазию ребёнка.
Разные на свете бывают куклы. Очень большие и совсем маленькие. Из дерева и материи, из глины и соломы, из резины и пластмассы, из керамики и т. д. Со всеми куклами интересно играть. И у каждой есть своё имя. А есть куклы, у которых имя одно и то же – Матрёшка. Очень много этих кукол, и продаются они в Москве, Петербурге, в маленьких городах и больших, в посёлках и даже в других странах, а называются все одинаково. Все – Матрёшки.
Публикация «Консультация для воспитателей на тему „Матрёшка в жизни ребёнка“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Матрешка, матрёшки
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Деревянная точёная фигурка девушки Матрёны в сарафане и с платочком на голове невольно привлекает внимание яркой раскраской и вызывает улыбку.
В 90-х годах прошлого века в Москву, в игрушечную мастерскую А. Мамонтова «Детское воспитание» привезли из Японии фигурку добродушного лысого старика. Изображала она мудреца Фукуруму, у которого голова вытянулась вверх от постоянных раздумий. Фукурума раскрывался, в нём находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую. Фигурка эта понравилась взрослым и детям, она и послужила прообразом нашей матрёшки.
Почему так полюбили эту куклу? Потому что она особенная. Разбирается на две части. Снимешь верхнюю и увидишь – внутри ещё кукла. Такая же матрёшка, только поменьше, и тоже раскрывается. Раскроешь – и увидишь такую же матрёшку, только ещё меньше, и она раскрывается.
Первая матрёшка была выточена игрушечным мастером Звёздочкиным из города Сергиев Посад, теперь город Загорск, из дерева и расписана художником С. Малютиным. Матрёшка состояла из восьми фигурок и изображала девочку в сарафане и платке с чёрным петухом в руках. (Девочка получилась розовощёкая, с льняными волосами и в простой крестьянской одежде) За девочкой шёл мальчик, затем опять девочка и т. д. Все они чем – нибудь отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала завёрнутого в пелёнки младенца. Так родился ясный, радостный образ крестьянских девушек, покоряющий своей искренностью и красотой. Ну, ни дать ни взять – милая деревенская Матрёна, имя в то время очень распространённое. Вот и прозвали куклу – Матрёшка. В 1900 году началось массовое производство матрёшек. В том же году впервые русские матрёшки появились на всемирной выставке в Париже, затем на ежегодных Лейпцигских ярмарках, где расходились тысячами.
Мастера Сергиева Посада обыгрывали на матрёшках целые сюжеты : девушки со снопами и серпами, персонажи бессмертной комедии Гоголя «Ревизор», герои русских народных сказок… Разнообразие матрёшек было довольно велико. По прейскуранту Сергиевской земской учебно – показательной мастерской за 1911 год значится 21 вид матрёшек только по росписи, не считая размеров и количества вкладышей (изготовляли матрёшек от 2 до 24). Как исключение, в 1913 году для выставки игрушек в Петербурге была сделана 48-местная матрёшка.
И сегодня русская матрёшка – желанная гостья в каждом доме. География её местожительства давно охватила многие страны мира. Стала она русским сувениром. Дарят её на память о нашей стране. Суть матрёшки остаётся прежней во все времена –дружба да любовь, пожелание счастья и благополучия.
В настоящее время наиболее распространены 3 вида росписей матрёшек. Загорская, Семёновская, Полхов-Майданская. Хотя в разных городах существует много разных других матрёшек.
Загорские матрёшки плотные, приземистые, верх плавно переходит к утолщающемуся низу фигурок. Они более округлые. В разноцветных передниках, в красных, синих, зелёных платках.
Семёновские матрёшки более стройные, вытянутые. Колорит росписи сочетает цвета малиновый, лимонный, зелёный, фиолетовый. Полушалки жёлто – красные. Края украшены ритмичной цепью небольших бутонов. Не похожа она на загорскую и чертами лица, высоко поставленными глазами, дугообразными бровями, ртом – «бантиком».
Мастера из Полхов Майдана так стремятся украсить свою матрёшку, чтобы буйно цветущие ветки цветов, ягод, листьев сплошным ковром закрывали всю переднюю часть сарафана. В одежде преобладает малиновый и фиолетовый цвета на жёлтом фоне. На голове полушалки с цветами.
Матрёшка ценна не только как милая игрушка. Её можно использовать как средство всестороннего развития личности ребёнка. Матрёшку используют на занятиях по социально-коммуникативному, речевому, познавательному, художественно-эстетическому, физическому развитию. Знакомство с историей возникновения игрушки, с народными промыслами, мастерами, изготавливающими эти игрушки, географией путешествия матрёшки, местом производства способствует социально-коммуникативному развитию ребёнка. Описывая матрёшек, составляя рассказы и сказки о матрёшках, чтение стихов и потешек способствуют речевому развитию. На познавательных занятиях матрёшку используют при изучении количественного и порядкового счёта, усвоения понятий: высокий, низкий, толстый, тонкий. Используя матрёшку в играх типа «Где спряталась матрёшка?», «Найди матрёшку», дети усваивают пространственные отношения. Сравнивая матрёшек, дети учатся проводить анализ, классифицировать, обобщать, развивается логическое мышление. Отгадывание загадок о матрёшках развивает ум, сообразительность, воображение и мышление, память. На занятиях по художественно-эстетическому развитию используют матрёшку в играх и хороводах, при изучении росписей и узоров, понятий о цветовой гамме, а также когда дети сами расписывают шаблоны матрёшек, или слепленные ими самими фигурки игрушек. Всё это способствует развитию творческих способностей детей. Кроме того матрёшка является незаменимым персонажем в подвижных играх и развлечениях по физическому развитию. Игры с этой игрушкой доставляют детям радость.
На основании всего вышеизложенного, смело можно сказать, что матрёшка является тем предметом народной педагогики, которая способствует всестороннему развитию личности.