Альмухаметова Зулихан Какымжановна
Консультация для воспитателей «Методика проведения ритмической гимнастики»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка»
п. Черниговский
«Методика проведения ритмической гимнастики»
(консультация для воспитателей)
Подготовила: Альмухаметова З. К. -
воспитатель первой квалификационной категории
2018 год
Публикация «Консультация для воспитателей „Методика проведения ритмической гимнастики“» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Ритмическая гимнастика
- Темочки
Ритмическая гимнастика – это гимнастика с оздоровительной направленностью, основным средством которой является комплексы гимнастических упражнений, выполняемые под ритмическую музыку и оформленные танцевальными движениями.
Задача педагога – через новые и приятные ребенку мышечные ощущения сделать процесс обучения движениям более легким и плодотворным. Другими словами, ребенка надо очаровать движениями, которые они должны усвоить выполнять под музыкальное или песенное сопровождение.
При работе с детьми 3,5 – 4, 5 лет необходимо учитывать следующее:
* Упражнения должны быть доступны детям этого возраста.
* Музыкально- песенное сопровождение должно побуждать их к подражательным движениям и вызывать эмоциональный отклик.
* Показ движений должен быть зеркальным.
* Дети должны заниматься без обуви, иначе невозможно укрепить мышечно- связочный аппарат стопы.
* В комплекс необходимо включать упражнения для укрепления мышц руки, прежде всего кисти и пальцев.
* Постепенно можно вводить упражнения, развивающие умение ориентироваться в пространстве ( например: из положения стоя врассыпную собраться в стойку и вернуться на свои места; стоя на месте, поднять руки вверх, повернуть корпус вправо - влево).
* Подбирать упражнения следует с учетом необходимости развивать произвольное внимание, учить распределять его и расширять объем внимания ( например: принять основную стойку, поднимать и опускать плечи, держа руки к низу ладонями вперед; подниматься и опускаться на носки, не сгибая колени).
* Развивать двигательную произвольную память лучше всего путем неоднократного повторения знакомых упражнений.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста, следует помнить:
* Движения детей становятся более осмысленными, мотивированными и управляемыми.
* Дети уже могут заставить себя преодолеть трудности при выполнении сложных двигательных заданий, осознанно выполнять задания на перемещение в пространстве.
* Движения детей становятся более слаженными, уверенными, они достаточно быстро овладевают сложными по координации (умение согласовывать движения различных частей тела) движениями, сохраняют равновесие.
Дети подготовительной к школе группы (6-7 лет, прошедшие предыдущие ступени обучения, на занятиях по ритмической гимнастике могут выполнять достаточно сложные по координации и темпу движения.
Они уже работоспособны, выносливы, настойчивы в отработке движений. Им интересно познавать более сложные по координации движения. Педагогу необходимо поддерживать ребенка тогда, когда он не освоил какой- то элемент, вселять в него уверенность, разъяснить ошибки и обязательно делить с ним радость достижения результата.
Музыкальный материал должен быть динамичным, ритмичным, желательно состоящий из произведений для детей. Не желательно брать шумную, грохочущую музыку. С текстом или без текста- особого значения не имеет; главное, чтобы подбор движений соответствовал характеру музыки.
Каждый комплекс ритмической гимнастики состоит из трех частей:
1) подготовительный;
2) основной;
3) заключительный
Подготовительная часть обеспечивает разогревание организма, подготовку его к плавной физической нагрузке. Упражнения этой части выполняются с небольшой амплитудой.
В основной части предусмотрены интенсивные упражнения для всех частей тела: мышц шеи, рук, плечевого пояса, туловища и ног. Подбираются они с таким расчетом, чтобы равномерно «нагрузить» все части тела.
В заключительной части проводятся упражнения, направленные на восстановление организма детей.
При составлении комплексов необходимо учитывать следующие положения:
* Упражнения должны соответствовать возрасту и физической
подготовленности занимающихся;
* Упражнения должны разносторонне воздействовать на организм зани-
мающихся;
* Нагрузка должна возрастать постепенно;
* Упражнения, выполняемые с большим напряжением, должны чере-
даваться с более легкими упражнениями.
Комплекс ритмической гимнастики рассчитан на 10 – 15 минут и складывается из 14 – 16 упражнений для основных групп мышц. Эти упражнения очень просты и строятся по принципу «от простого к сложному».
Начинать разучивать комплекс необходимо с 1 – 2, а затем 3-4 упражнений, включая их в утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, упражнения после дневного сна, причем без музыкального сопровождения. Сначала упражнения разучиваются под счет, хлопки, слова педагога, при использовании которых создаются благоприятные условия для замедления темпа выполнения упражнений, ускорения или его остановки при необходимости исправить типичные ошибки, допускаемые детьми. А затем выполняются одновременно с музыкой и со словами, задающими темп и направление движения («влево», «вправо», «прямо»). Когда комплекс разучен по частям, он объединяется и проводится под музыку. Можно использовать показ движений успевающих детей.
На разучивание одного комплекса ритмической гимнастики отводится примерно 2 (4) недели, а затем он может использоваться в течение года путем включения в ту или иную форму работы по физическому воспитанию. Самостоятельно комплекс может проводиться периодически вместо утренней гимнастики, упражнений после дневного сна. Он может быть введен как часть содержания физкультурного праздника, досуга, дня здоровья, утренника, а также физкультурного занятия.
Одежда для ритмической гимнастики
Одежду для ритмической гимнастики необходимо подбирать в зависимости от места ее проведения. Ритмическую гимнастику можно проводить в зале, групповой комнате, на участке весной, летом и осенью. Одежда должна быть удобной, не стесняющей движения, лучше из натуральных тканей (спортивный костюм, майки и шорты, носки и мягкие спортивные тапочки). Если ритмическая гимнастика проводится на открытом воздухе, то в зависимости от погоды меняется и одежда детей (погода пасмурная, ветреная, то можно предложить детям надеть кофточки).
Педагогу также следует надеть тренировочный костюм, спортивную обувь, так как спортивный вид педагога настраивает детей на занятие физическими упражнениями, побуждает желание заниматься. Легче контролировать правильность положения туловища, если на талию надеть резиновый пояс.
Вспомогательный инвентарь
Используемый в упражнениях инвентарь должен быть удобным. Цвета флажков, лент должны быть чистыми, яркими, составлять красивую гамму. Можно использовать как традиционные, так и нетрадиционные атрибуты. Требование к нетрадиционному оборудованию- эстетический вид изделия, безопасность и простота в использовании.
К традиционным атрибутам относятся:
Ленты -разных цветов, по две на ребенка, 50-60 см длиной и 2-3 см шириной;
Мячи – среднего размера, по числу детей;
Обручи – пластмассовые;
Цветы – небольшие, матерчатые, на стеблях из мягкой проволоки;
Шнур – шелковый, яркий, длиной 3-4 м;
Гимнастические палки – разного цвета;
Флажки – трех – четырех цветов, по числу детей.
Использованные атрибуты в руках детей помогают созданию образа. Ленточки говорят о легкости, плавности музыки и движения. Цветок – о нежности, изяществе. Флажки – о бодрости, активности.
К нетрадиционным относятся атрибуты сделанные своими руками:
Косички –сплетенные из разноцветных нейлоновых нитей, длиной 30,40,50 см;
Шуршунчики – султанчики, сделанные из цветных полиэтиленовых пакетов, мелко нарезанных по краям на полоски шириной 1,5-2 см, длиной 13-15 см и ручкой посередине;
Султанчики «радуга» - разноцветные атласные ленты длиной 25, 30, 35 см., прикрепленные к ручке или колечку по 10 -15 штук;
Бразготки – любые емкости (бутылочки, коробочки, наполненные звенящими предметами.
Ритмические движения, ритмизованная речь помогают ребенку научиться владеть своим телом, координировать движения, согласовывать их с движениями других детей, учат ориентироваться в пространстве, развивают глазомер, равновесие, укрепляют основные системы организма, развивают физические качества.
Литература:
1. Ритмическая гимнастика. Дошкольное воспитание. – 2008. – № 10 – С. 47 – 49
2. Развитие основных физических качеств и координационных способностей детей : практическое пособие для педагогов / сост. Н. А. Кирченко- Мозырь: Белый ветер, 2011 – 150 с.