Любовь Мариампольская
Консультация для воспитателей «Мальчики и Девочки»
▼ Скачать + Заказать документы
МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ
В детский сад поступают дети с разным отношением мальчиков и девочек друг к другу : «Я с мальчишками не вожусь»; «Мальчишки драчуны»; «Девчонки плаксы»; «Не будешь играть с нами — мы девочек не принимаем в игру».
Публикация «Консультация для воспитателей „Мальчики и Девочки“» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Гендерное воспитание. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Не все родители умеют видеть в своих детях будущих мужчин и женщин, с одинаковой меркой подходят и к мальчикам, и девочкам. Социологи, психологи и педагоги отмечают, что в последнее время в семейном воспитании допускается некоторая феминизация, при которой мальчику прививают черты, не свойственные мужчине, изнеживают его, растят в условиях безотказности, лишают возможности проявлять волевые усилия, приобретать душевную закалку, забывают о формировании культуры поведения, предусматривающей уважительное отношение к женщине. Родители выпускают из виду, что в воспитании сыновей и дочерей (даже если они совсем малы) должна быть определенная специфика: сегодняшний мальчик — это будущий мужчина, защитник Родины, глава семьи, опора в доме, а маленькая дочь — будущая женщина, заботливая мать. Значит, и тех, и других следует заранее готовить к выполнению своих обязанностей.
Что можно посоветовать родителям?
Пока мальчики малы, их мужское достоинство может выразиться лишь во внешних формах поведения: уступить девочке место, пропустить ее вперед, помочь там, где требуется физическая сила. Эти маленькие проявления предупредительности должны лечь в основу взаимоотношений детей. Когда внешние формы поведения воспитываются своевременно, то в дальнейшем они выглядят естественными, по мере роста ребенка превращаются в потребность, становятся выражением внутреннего стремления поступать согласно правилам вежливости.
Волевые качества мальчика проявляются в умении защитить младшего, поступиться своим удобством ради другого, без нытья переносить боль от случайного синяка — непременного спутника детства, сдерживать слезы тогда, когда, казалось бы, без них не обойтись.
Правильные отношения между мальчиками и девочками формируются быстрее, если им внушают: мальчик не должен обижать девочку; при необходимости заступиться за девочку — долг каждого, кто сильнее; при равных правах на облюбованную вещь или игрушку мальчик должен уступить ее девочке, подождав своей очереди.
Эти правила способствуют пробуждению в мальчике уважительного отношения к девочкам. Девочки должны усвоить правило: если тебе уступили, помогли, не забудь поблагодарить за это и при случае сама поступай так же.
Необходимо помнить, что по отношению к мальчикам нельзя злоупотреблять такими требованиями, которые постоянно ставят их в положение подчинения. Это не принесет пользу ни мальчикам, ни девочкам. Если взрослый, напоминая мальчику : «Помоги, уступи, принеси, прояви внимание», старается поднять его собственное достоинство, то мальчик не будет чувствовать себя ущемленным в правах, а, напротив, станет ощущать себя покровителем.
Задача педагога и родителей — научить ребенка уважать в себе будущего мужчину. Когда от мальчика требуется уступка, взрослый подводит его к пониманию важного положения: ты уступаешь не потому, что слаб, а потому, что силен.
Обязанность педагога — разъяснять родителям, насколько важно учить ребенка умению вести себя благородно с ранних лет. Иначе в дальнейшем трудно будет воспитать в сыне сдержанность, привить ему важные понятия: быть сильным не только преимущество, но и ответственность; есть сила не только мускульная, но и душевная, проявляющаяся в умении сдержать себя, в чем-то себе отказать, поступиться собственным удобством ради других; превосходство физическое должно находить выражение в благородстве поступков.
Если ребенок поступил неправильно, взрослый замечает в доброжелательном тоне: «Вместо того чтобы придержать дверь и пропустить девочку вперед, ты оттолкнул ее и сам проскочил. Как надо было поступить?» Этим педагог побуждает ребенка к анализу собственного поступка.
Иногда допустимо обратить внимание ребенка на то, как некрасиво поступил их сверстник, когда оттолкнул девочек, отнял у них игрушки или сломал их постройки. Такие приемы допустимы лишь в исключительных случаях, когда другие, более мягкие, не имели успеха.
Решая задачу создания дружного детского коллектива, в котором общение мальчиков и девочек строится на основе взаимной доброжелательности, равенства, уважительного отношения друг к другу, педагог подчеркивает: «В нашей группе мальчики и девочки дружат»; «Наши девочки, как и мальчики, ловкие и смелые»; «Они рукодельницы, как их мамы»; «Хорошие хозяюшки: видите, какой порядок навели в игровом уголке» и т. д. При случае педагог отмечает отдельные проявления ими доброты, внимания, сердечности, аккуратности, организованности. Поощряет, когда девочки и мальчики вместе дружно играют, трудятся, помогают друг другу.
Вся работа, проводимая в детском саду по воспитанию у детей культуры поведения, должна находить продолжение в семье.
Наблюдая отношения отца и матери, ребенок получает уроки вежливости или грубости, внимания или пренебрежения, великодушия или мелочности. Если мальчик видит, как его папа внимателен и заботлив, нежен и предупредителен к маме, то он воспринимает это как обязательные мужские качества. Мальчики с раннего детства подражают в первую очередь мужчинам («Мы вместе с папой»; «Помогаю маме, бабушке, как папа»; «Я сильный, все могу, как папа»). Девочки подражают мамам («Буду добрая, как мама»; «Я и мама — рукодельницы»).
Отец и мать обязаны помнить, что их взаимоотношения, построенные на любви и уважении друг к другу, заботе и внимании, необходимы для ребенка как пример для подражания, в результате которого развиваются в сыне и дочери все лучшие человеческие качества.