Анжелика Рудь
Консультация для воспитателей «Социоигровая педагогика»
▼ Скачать + Заказать документы
Термин «социоигровой стиль» появился ещё в 1988 году. В 1992 году в «Учительской газете» появилась статья, которая называлась «Вольный стиль или погоня за 133 зайцами», где автор, опираясь на материалы сторонников социоигровой педагогики : Е. Шулешко, А. Ершова, В. Букатова, описывает организацию занятий с детьми как игры между микрогруппами детей (малыми социумами - отсюда и термин «социоигровая») и одновременно в каждой из них. В то время это не прижилось. Пробовались отдельные приёмы, и на этом всё закончилось… Психологическая перестройка позиции педагогов на личностно-ориентированное взаимодействие с ребёнком в процессе обучения продолжалась все эти годы.
Публикация «Консультация для воспитателей „Социоигровая педагогика“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
И вот сейчас педагогические коллективы взглянули на эту проблему более заинтересованно. Осознавая, что по-старому работать просто нельзя, т. к. современные исследования показывают, что становление субъективной позиции ребёнка в деятельности, общении и познании обеспечивает развитие таких важнейших качеств личности, как активность, самостоятельность, коммуникабельность, творческое начало. А социоигровая технология, возникшая на сопряжении премудростей театральной педагогики, детских фольклорных игр и замечательных идей Е. Е. Шулешко, позволяет реализовать личностно-ориентированное обучение, ребёнок выступает здесь как субъект деятельности.
Социоигровые подходы основываются на формировании и использовании детьми и педагогами умения свободно и с интересом обсуждать разные вопросы, умения следить за ходом общего разговора и дела, умения оказывать друг другу помощь и принимать её, когда это нужно; а т. к. работа идёт в малых группах, дети учатся общаться между собой.
Можно провести прямую зависимость между социоигровым стилем и личностно– ориентированной моделью общения на занятиях с использованием приемов работы в малых группах: дети и слушают, и делают, и говорят. Именно эти три компонента являются главными составными собственной деятельности детей. Благодаря этому ребёнок сам формирует систему представлений об окружающем мире. Таким образом, он учится сам, а все условия для этого ему создаёт воспитатель - это и есть главная задача педагога!
Социо–игровой стиль ориентирует педагогов на поиск способов такого общения с детьми, при котором утомительная принудиловка уступает место увлечённости.
Подобное происходит, когда на занятиях:
--- используется работа малыми группами,
--- обучение детей сочетается с их двигательной активностью.
Соединение этих двух условий уже создаёт социоигровую атмосферу на занятии. Некоторые осторожные воспитатели предусмотрительно опасаются тех ситуаций, когда то или иное игровое задание неожиданно превращает занятие в «беззаботную развлекаловку».
Сохранять и поддерживать деловую направленность увлечё нности детей помогают премудрости театральной режиссуры:
--- смена темпа и ритма,
--- смена лидерства,
--- смена мизансцен.
Тогда игровая атмосфера на занятиях перестаёт мешать деловой напряжённости. Их гармоничное сочетание становится залогом эффективности обучения на занятиях.
Социо-игровое направление основывается на формировании и использовании детьми и педагогами умения свободно и с интересом обсуждать разные вопросы, умения следить за ходом общего разговора и общего дела.
Социо-игровая педагогика способствует :
Движению - на занятиях дети подвижны.
Смене, разнообразию, вариативности в мизансценах, ролях, видах деятельности.
Неуверенным детям преодолеть нерешительность.
Самостоятельности, инициативности, коммуникативному общению.
Сближению педагога с детьми.
Для работы с детьми подбираются и адаптируются игры приемлемые в дошкольном возрасте. Педагогическое мастерство в социо - игровой педагогике включает в себя мастерство создания и рационального применения игр. В утренние часы необходимо использовать игровые упражнения для положительного психологического настроя, которые помогают замкнутым детям вступить в контакт со сверстниками («Паровозик», «Передай настроение», «Бабушка Маланья», «Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем» и др.). Начало занятий должно стать своеобразным ритуалом, чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность, общение. Этому способствуют игры: «Волшебный клубочек», «Доброе животное», «Дружба начинается с улыбки», «Комплименты» и др. На занятиях желательно предлагать игровые задания, целью которых является пробуждение интереса друг к другу, постановка участников в какие-то зависимости друг от друга или обеспечивающие общее повышение мобилизации внимания и тела, отнесены в группу рабочего настроя («Летает – не летает», «Волшебная палочка», «Встать по пальцам», «Разведчики», «Замри» и др.)
Для снятия усталости, перехода от одного вида деятельности к другому, можно использовать разминки-разрядки: «Заводные человечки», «Воробьи-вороны», «Руки-ноги», «Клубок», «Выход ряда» и др.
На прогулке и в свободной игровой деятельности эффективно использовать вольные игры, проводимые на «воле». Они включают в себе такие игровые задания, выполнение которых требует достаточного простора и свободы передвижения. Цель игр – физически активный и психологически эффективный отдых. Сюда входят: «Считалки», «Вороны-воробьи», «Горелки», «Прятки» и др.
Для организации детей необходимо делить детей на микрогруппы, которые позволяют ребенку, самому поставить цель своих действий (в предложенных рамках своей работы, искать возможные решения, чувствовать свободу выбора знаний и практических возможностей, проявлять самостоятельность при возникновении своих проблем.
1. Деление детей на малые группы по их желанию, сходству или жизненным ситуациям осуществляют по следующим принципам:
чтобы все в группе были одинакового (или разного) роста;
одного (или разного) цвета глаз (или волос, бантиков, носочков и т. п.);
по количеству стульев, расставленных за каждым столом;
по количеству наглядного материала, разложенного на столах для каждой группы;
со своими друзьями;
с тем, с кем живешь рядом;
с кем спишь рядом в детском саду;
с кем вместе сидишь за обеденным столом;
с кем больше всего любишь играть (лепить, рисовать, заниматься);
по любимому цветку, цвету, игрушке, книжке и т. п. ;
найти и объединиться с тем, у кого дома есть брат или сестра, кошка, собака и т п.
2. Деление на подгруппы по предметам, объединённым одним названием (признаком) :
отдельные мелкие предметы, которые можно объединить по названию или какому либо признаку в одну группу;
геометрические фигуры, одинаковые по цвету и размеру, но разные по названию;
геометрические фигуры, одинаковые по названию и цвету, но разные по размеру;
мелкие игрушки или картинки с изображением животных, птиц, рыб, насекомых, транспортных средств и т. п. ;
муляжи или силуэтные изображения овощей, фруктов, деревьев;
предметы быта: одежда, обувь, посуда, ткань.
3. Объединение путём образования пар (троек, четвёрок, шестёрок).
Каждому ребенку даётся какое-либо индивидуальное задание, и после его выполнения он должен найти себе товарища, с которым можно объединить результаты заданий. Затем каждая пара находит себе ещё пару или две, и таким образом создается малая группа, которая способна продолжать дальнейшую работу. Например, каждый ребёнок готовит рассказ по своей картинке и рассказывает его кому-либо из группы, выслушивая ответный рассказ. Можно предложить соединить два рассказа в один. Затем каждая пара соединяет свой рассказ ещё с одной (или двумя парами) и представляет его для всех
Возможные варианты заданий:
составить рассказы про свою любимую игрушку, книгу, кошку, собаку и т. п.
нарисовать рисунок на определённую тему (или без неё, сделать аппликацию или подделку, слепить;
составить предложение (слово) и найти, с кем его можно объединить.
4. Деление на подгруппы по разрезному материалу.
5. Деление на подгруппы по слову, движению, действию.
Предлагают детям рассчитаться на 1-4 (в зависимости от нужного количества групп) и собраться в группы по порядковому номеру:
назвать дни недели, части суток, месяца, времена года и разделиться на микрогруппы;
называть по цепочке 3-4 цвета (повторяя только их, например красный, синий, зелёный) и собраться в группу тех, кто назвал один и тот же цвет;
назвать по цепочке 3-4 животных, растения, транспортные средства и т. п., и объединиться в соответствующие группы, вспомнить по цепочке 3-4 разных движения (действия, повторяя их в том же порядке.
Практическая значимость заключается в том, что использование социо-игрового стиля в разных видах деятельности способствует развитию коммуникативных навыков, у ребёнка развивается самосознание. Дошкольник способен сравнивать свои знания со знаниями других детей, оказывать помощь другу и принимать её когда это нужно, умению сообща решать задачи, обсуждать разные вопросы, следить за ходом общего дела.
Дети быстро сходятся с новыми людьми, не испытывая стеснения, вступая в общение с людьми старшими по возрасту, оказавшись в центре внимания. У замкнутых и стеснительных детей расширяется круг общения. Дети стараются поддерживать дружбу продолжительное время, не прерывая её, если что-то их не устраивает.
Игры:
«Тень»
У каждого из вас есть тень. Мы часто не обращаем на неё внимания, хотя она – наш самый верный друг. Она повторяет все наши движения: гуляет, бегает, прыгает, спит, занимается. Я предлагаю вам побыть не собственной тенью, а тенью других. Пусть один из вас будет человеком, а другой тенью.
«Общий круг»
Воспитатель собирает детей вокруг себя. «Давайте сейчас встанем, но только так, чтобы каждый из вас видел всех ребят и меня, и чтобы я могла видеть каждого из вас (единственным верным решением здесь является круг). Когда все дети встали в круг, взрослый говорит: «А теперь, чтобы убедиться, что никто не спрятался и я вижу всех, и все видят меня, пусть каждый из вас поздоровается глазами со всеми по кругу. Я начну первая, когда я поздороваюсь со всеми, начнёт здороваться мой сосед» (взрослый заглядывает в глаза каждому ребёнку по кругу и слегка кивает головой, когда он поздоровался со всеми детьми, он дотрагивается до плеча своего соседа, предлагая ему поздороваться с ребятами).
«Передай движение»
Дети становятся в круг и закрывают глаза. Взрослый, находясь в общем кругу, придумывает какое – нибудь движение ( например: причёсывается, моет руки, подметает и т. д., затем будит своего соседа и показывает ему, своё движение, тот будит следующего и показывает ему, и так – по кругу, пока все дети не проснутся, и не дойдёт очередь до последнего. Игра продолжается до тех пор, пока все желающие не загадают своё движение и не передадут его по кругу.