Виктория Чистова
Консультация для воспитателей «Использование лего-конструкторов в работе с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕГО-КОНСТРУКТОРОВ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методологической и материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является использование ЛЕГО-технологий. Использование ЛЕГО-конструкторов в образовательной работе с детьми выступает оптимальным средством формирования навыков конструктивно-игровой деятельности и критерием психофизического развития детей дошкольного возраста, в том числе становления таких важных компонентов деятельности, как умение ставить цель, подбирать средства для её достижения, прилагать усилия для точного соответствия полученного результата с замыслом.
Публикация «Консультация для воспитателей „Использование лего-конструкторов в работе с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Лего, LEGO. Консультации и рекомендации
- Лего. Конструктор LEGO
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Помимо традиционных игровых и обучающих методик в психолого-педагогическом процессе нашего дошкольного учреждения всё шире используются конструктивно-игровое средство ЛЕГО, обладающее рядом характеристик, значительно отличающих его от других конструкторов, прежде всего - большим диапазоном возможностей, одной из которых является возможность ребёнка собственноручно создавать предметы, мир и жизнь. Манипулируя с удивительно яркими, красочными полифункциональными деталями конструктора ЛЕГО, дошкольник не потребляет, он - творит! Роланд Бартес, французский и философ, говорил, что главным для ребёнка в игре является микрокосмос, аналогичный миру взрослых, состоящий из предметов взрослых, только в миниатюре: «К этому космосу веры и сложных переложений ребёнок относится как изобретатель и творец. Дети упражняются и выполняю действия с удивлением и радостью. Ребёнок думает и работает над тем, какой должна быть ЕГО игрушка».
ЛЕГО-конструирование – это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. С его помощью образовательные и воспитательные задачи можно решить посредством увлекательной созидательной игры, в которой не будет проигравших, так как каждый ребёнок может с ними справиться.
Диапазон использования ЛЕГО с точки зрения конструктивно-игрового средства довольно широк. В своей работе с детьми мы используем ЛЕГО для решения следующих задач:
расширение представлений детей об окружающей действительности. Ознакомление с профессией инженер-проектировщик;
развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, установление связи между их назначением и строением;
обучение вариативным способам крепления ЛЕГО-элементов;
обучение планированию процесса создания собственной модели и собственного проекта;
стимулирование конструктивного соображения при создании постройки по собственному замыслу по предложенной или по свободно выбранной теме;
формирование умения действовать в соответствии с инструкцией педагога, собственным замыслом и передавать особенности предметов средствами конструктора ЛЕГО : обучение детей умению согласовывать свои действия с партнерами по игре и собственно-конструктивной деятельности;
развитие навыков общения, коммуникативных способностей.
Реализацию поставленных задач мы осуществляем по следующим направлениям работы с детьми.
Замысел, реализуемый в постройках, дети черпают из окружающего мира. Поэтому в работе по расширению представлений детей об окружающем мире, мы обращаем внимание на яркость, целостность, эмоциональность впечатлений о предметах, явлениях и объектах, окружающих детей, так как от этого интереснее и разнообразнее станут постройки. И наоборот, ЛЕГО помогает видеть мир во всех его красках, что способствует развитию ребенку. Обязательно знакомим детей с историей ЛЕГО, рассказывая о датском плотнике Оле Кирк Христианес, основавшем фирму по производству деревянных игрушек, в последствии начавшей выпускать только конструкторы. Данная работа строится на богатом лексическом материале. Мы рассказываем детям о Дании, демонстрируем карту из детского атласа, показываем, где находится наша страна, а где страна, в которой находится завод игрушек – ЛЕГО. Дети очень хорошо воспринимают эту информацию, впоследствии используют её в своих рассказах о постройках.
Опираясь на специфику профессий родителей детского сада, знакомим детей с особенностями труда инженера-конструктора, инженера-проектировщика, профессиональные действия которого создают модели различных объектов окружающего мира, призванных удовлетворить различные потребности и взрослых и детей. Проводим аналогию между профессией взрослого и возможностью дошкольников создавать собственные проекты и реализовывать их в различных продуктивных видах детской деятельности, в том числе и конструктивно-игровой средствами ЛЕГО-конструкторов.
Перед обучением детей играм с элементами ЛЕГО-конструктора, педагоги сами пробуют поиграть с ними в ознакомительных целях и тщательно отрабатывают все игровые задания и приёмы, способы крепления, что оптимизирует ход обучающих занятий посредством создания обилия игровых ситуаций и поддержания познавательного и продуктивного интереса детей.
Обучение детей конструктивным навыкам с использованием ЛЕГО-конструктора мы проводим как на специальных занятиях, так и ходе свободных игр с его элементами, в процессе которых дети знакомятся с цветом, формой, возможными и невозможными способами скреплений совместно с взрослыми и детьми составляется ЛЕГО-словарь. В ходе данной работы, учим детей спокойно воспринимать яркие ЛЕГО-элементы, управлять своим поведением, т. е. не отвлекаться на яркие элементы в период объяснения задания, выслушивать до конца инструкцию и только после этого приступать к её выполнению.
На данном этапе обучения формируем у детей навык свободной ориентации в ЛЕГО-элементах, широко используем игры типа «Найди такую же деталь», «Угадай, где такая же деталь», «Назови детальки» и т. п., в ходе которых дети учатся находить заданные детали, называть их, различать и классифицировать по цвету, форме, величине. Считаем важным научить детей не только разбираться в возможных вариантах скреплений одинаковых деталей, но и находить различные варианты скреплений кирпичиков с формочками, формочек с формочками в разных положениях. Ребёнок учится удерживать детали в двух руках и скреплять, фиксировать детали одной рукой на столе, а другой прикреплять (отсоединять) на весу, на плато.
Детали ЛЕГО очень разнообразны по форме, поэтому, чтобы дети понимали задания взрослого, мы разрабатываем с детьми на основе фантазий ЛЕГО-словарь. Мы вместе придумываем, как будем называть детали, на основе ассоциации с предметами из окружающей их жизни. Важно в этот момент активизировать фантазию детей, задавая вопросы «Подумай, на что похоже?» (например, мостик, горка, гараж, ботинок, шляпка и др.).
В процессе игр и занятий с высоким результатом качества детских работ используем маленькие рассказы и сказки, сопровождающие процесс превращения деталей конструктора во что угодно (человечка, машину, птицу и др., наглядный материал в виде игрушек, картинок, фотографий объектов реального мира, иллюстраций к сказкам, схем, моделей. Это важно как для воплощения самих конструируемых объектов, так и для овладения детьми алгоритмом реализации заданного или задуманного предмета, проекта.
Большое внимание уделяем активизации речи детей при составлении рассказов об этапах планирования будущей постройки, при составлении рассказов о её выполнении и о том, как они будут играть.
В своей работе по реализации поставленных задач мы обращаем особое внимание на развитие творческих способностей детей - умение комбинировать знакомые элементы по-новому. В этом нам помогают игровые творческие задания по обустройству жизненного пространства сказочных персонажей в играх-драматизациях по знакомым и любимым детьми произведений детской художественной литературы, по созданию новых персонажей в знакомых сюжетных линиях, по моделированию фантазийных героев и обстоятельств их приключений.
При этом поощряем детскую инициативность в создании индивидуальных и коллективных замыслов.
Объекты и проекты, смоделированные из деталей ЛЕГО, мы используем для организации различных творческих игр (режиссёрских, сюжетно-ролевых, также для удовлетворения эстетических потребностей детей, включая поделки-украшения или игрушки-украшения в оформление интерьера группы, детского сада к различным праздникам и знаменательным датам.
Опыт использования конструктивно-игрового средства ЛЕГО убедил нас в его широких возможностях по активизации познавательной деятельности детей, совершенствованию сенсорно-тактильных и двигательной сфер, формированию поведения, становлению детской деятельности, развитию коммуникативных функций и творческих способностей, повышению интереса к обучений.
Литература:
1. Конструируем : играем и учимся Lego Dacta - материалы развивающего обучения дошкольников. ИНТ. М. ,1997.
2. Комарова Л. Г. Строим из LEGO - М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.
3. И. Ю. Организация работы по лего-конструированию в детском саду - «Воспитатель», №6 2007.
4. Лурия А. Р. Развитие конструктивной деятельности дошкольника - Вопросы психологии ребёнка-дошкольника. М. ;1948.
5. Лусс Т. В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО - М., «Владос», 2003.
6. Парамонова Л. А. Детское творческое конструирование - М. 1999.