Диля Бикбова
Консультация для воспитателей «Интегрированные занятия. Их характеристика»
▼ Скачать + Заказать документы
Потребность в использовании интегративного подхода к образованию детей дошкольного возраста, организации интегрированных занятий объясняется целым рядом причин.
1. Мир,окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую разделы дошкольной образовательной программы, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.
Публикация «Консультация для воспитателей „Интегрированные занятия, Их характеристика“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
2. Интегрированные занятия развивают потенциал самих воспитанников, побуждают к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
3. Форма проведения интегрированных занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий. Интегрированные занятия раскрывают значительные педагогические возможности, снимают утомляемость, перенапряжение воспитанников за счет переключения на разнообразные виды деятельности, ощутимо повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти.
4. Интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании. Современному обществу необходимы высококлассные, хорошо подготовленные специалисты. Для удовлетворения этой потребности подготовку образованных специалистов необходимо начинать с детского сада, младших классов, чему и способствует интеграция в дошкольном образовательном учреждении, начальной школе.
5. За счет усиления межпредметных связей высвобождаются часы, которые можно использовать для изучения иностранного языка, изобразительного искусства, музыки, для развивающей деятельности воспитанников, а также дополнительных занятий практической направленности.
6. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, способствует раскрытию его способностей.
КАК ПРОВОДИТЬ ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ЗАНЯТИЯ?
Методика проведения интегрированного занятия существенно отличается от методики проведения обычного занятия. В процессе обучения на интегрированных занятиях необходимо использовать различные методы и приемы. Наиболее эффективны из них следующие:
- сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность;
- проблемные вопросы, стимулирующие проявление своего рода с педагогом «открытий», помогающих ребенку найти ответ. Используются задания типа «докажи», «объясни», «как ты узнал?» и др.
Примерная структура занятия
1. Вводная часть. Создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску ее решения (например, задается ном рос: «Ребята, что произойдет, если на Земле не будет воды?»).
2. Основная часть. Детям даются новые знания, необходимые для решения проблемного вопроса (например, значение воды в природе и жизни человека) на основе содержания разных разделов программы с опорой на наглядность. Параллельно идет работа по обогащению и активизации словаря, обучению связной речи.
3. Заключительная часть. Детям предлагается любая практическая работа (дидактическая игра, рисование и др.) на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенного материала. Интегрированные занятия дают воспитаннику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, взаимосвязи явлений и предметов, взаимопомощи, существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Основной акцент приходится не столько на усвоение определенных знаний, сколько на развитие образного мышления. Интегрированные занятия также предполагают обязательное развитие творческой активности воспитанников. Это позволяет использовать содержание всех разделов программы, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.
К основным особенностям интегрированного занятия относится синтез :
— содержания изучаемого материала, теоретического и практического обучения;
— предметов образовательного цикла между собой;
— деятельности двух или более педагогов и др. Интегрированные занятия построены на принципах интеграции как внутри, так и межпредметной, посредством:
— интеграции содержания учебного материала с целью раскрытия сущности знаний, представлений;
— методов обучения с целью всестороннего изучения объектов, явлений;
— теории и практики с целью практического использования полученных детьми знаний.
Характеристика интегрированного занятия :
— является одним из направлений межпредметной интеграции;
— имеет среднюю степень интеграции;
— форма имеет смешанную структуру;
— предметом анализа выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных разделах программы; сохраняется самостоятельность каждого раздела со своими целями, задачами; в процесс познания включаются все анализаторы, что обеспечивает прочность образования условных связей в познании ребенком окружающей действительности.