МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Игра в жизни дошкольника»

Зинаида Елисеева
Консультация для воспитателей «Игра в жизни дошкольника»
▼ Скачать

Консультация для воспитателей :

«Игра в жизни дошкольника

Почему игра является ведущим видом деятельности ребенка-дошкольника? Ответ прост: игра ведет к формированию новых качеств психики и личности ребенка.

Публикация «Консультация для воспитателей „Игра в жизни дошкольника“» размещена в разделах

Игра – не только вид деятельности дошкольника, но и средство для умственного и нравственного раз­вития и воспитания. Именно в игре со сверстниками или старшими детьми воспитанники обогащают друг друга новыми знаниями, учатся считаться с требова­ниями других ребят, развивают свою речь, обогащая словарь.

Главная задача воспитателя – насыщение детей новыми впечатлениями, создание положительной эмоциональной атмосферы, развитие представлений об окружающем мире.

Ведущие зарубежные и отечественные педагоги рассматривают игру как одно из наиболее эффектив­ных средств организации жизни детей и их совмест­ной деятельности. Игра в детском возрасте – норма, ребенок должен играть, даже если он делает самое серьезное дело. Игра отражает внутреннюю потреб­ность детей в активной деятельности, это средство познания окружающей жизни; в игре дети обогащают свой чувственный и жизненный опыт, вступают в оп­ределенные отношения со сверстниками и взрослыми.

Могучую силу игры отмечал Я. А. Коменский. Он считал, что дети отражают в игре серьезные стороны жизни. В игре отражаются те стороны окружающей ре­бенка действительности, которые он наблюдает. Игра – это особый вид деятельности дошкольни­ков, она всегда носит творческий характер. В игре отражается реальная действительность, но в вообра­жаемых ситуациях. Кроме того игра – самостоятель­ ный вид деятельности: ребенок всегда начинает играть сам, продолжая играть или самостоятельно, или же вы­бирая партнеров. В последнем случае дети придумы­вают сюжет игры, правила, распределяют роли и на­мечают ее окончание с определенным результатом.

В игре, благодаря игровой мотивации, развиваются: воображение и фантазия, коммуникативные способности. Способность к символизации и преобразованию функция обобщения, произвольность поведение (сила воли) идеальный план умение думать и др. игра влияет на развитие личности знакомит с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения. Помогает приобретать основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.

Значение игры для ребенка дошкольного возраста. С эмоциональной точки зрения технология игры феноменальна и не похожа на другие воспитательные технологии. Она предлагает детям удовольствие, разнообразные развлечения и одновременно с этим формирует необходимые для жизни в обществе модели нравственного поведения. Овладевая знаниями, полученными в ходе игры, ребенок приобщается к культуре страны, в которой живет. Игра помогает ребенку усвоить общественный опыт и превратить его в достояние личности. Именно в игре развивается воля ребенка, поскольку ребенок, овладевая в ходе игровой деятельности каким-либо новым для него способом действий, учится преодолевать трудности. В ходе игры развивается умственная деятельность ребенка.

Игра по утверждению П. Лесгафта – это средство, с помощью которого дети проявляют свою самостоятельность во время распределения ролей и действий в процессе игры. Ребёнок живет в игре. И задача педагогов - стать направляющим и связующим звеном в цепи ребёнок-игра, тактично поддерживая руководство обогащать игровой опыт малышей.

Как научить ребёнка играть?

1. Для игры ребёнку нужны знания, новые впечатления. Спектакли, выставки, зоопарк, мультфильмы, книги – все это дает ребенку сюжеты для игры.

2. Умение играть не приходит само по себе. Дети начинают играть, подражая взрослому. Пример взрослого, его активная включенность в игру, его энтузиазм, способствуют формированию интереса к игре у ребёнка.

3. Важно, чтобы ребенок получил все то, что необходимо для воспроизведения игровых сюжетов в магазин, почту, больницу, дом, гараж, детский сад. Это разнообразные игрушки, копирующие реальные взрослые вещи: посуда, мебель, машины, строительный материал, а также мягкие игрушки, куклы.

Мальчики чаще играют в игры, в которых чем больше народу, тем лучше. Девочки предпочитают собираться маленькими группами, в их играх меньше агрессивности, больше соучастия, там чаще ведутся доверительные беседы и имитируются взаимоотношения взрослых. Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: девочки раскладывают перед собой свои богатства - куклы, тряпочки, пуговички - и играют на ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: мальчики бегают друг за другом, бросают предметы и стреляют в цель, используя при этом всё окружающее их пространство. Мальчикам для их полноценного психического развития требуется большее пространство, чем девочкам.

Рисунки мальчиков и девочек различаются с первых же лет жизни. Девочки заполняют альбомы «принцессами» и автопортретами, а мальчики машинами и военными сражениями, и никогда наоборот. У девочек рисунки ярче и с большим количеством мелких деталей. У мальчиков почти каждый рисунок - новое, неожиданное принципиальное решение: дом - космический корабль, дом, стоящий на трёх слонах, машины, самолеты, зомби и так далее.

Каждую игру необходимо четко продумать, учитывая индивидуальные особенности детей. Продуманная методика проведения игр помогает воспитать ребенка здоровым, бодрым, жизнерадостным, способным самостоятельно решать поставленные перед ним задачи. Умелое руководство воспитателя любой игрой и использование разнообразных приемов детской активизации является залогом успеха. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. С одной стороны, игровая деятельность носит характер самостоятельной деятельности детей, с другой – присутствие педагогического руководства обеспечивает совместную деятельность. Совместная игра дает возможность обмена знаниями, активного речевого обмена, доставляет радость, проявление положительных эмоций. Именно умелое вмешательство педагога и знание характера каждого малыша помогает поддерживать интерес к действиям друг друга. Вот здесь на первый план выходит непосредственное участие педагога в игре. Игра – это маленькая модель жизни. Здесь ребенок чувствует себя уверенно. Очень важно на первых этапах поддержать действия малыша, одобрить, дать ему понять, что вам интересно с ним играть, показать искреннюю заинтересованность. К среднем возрасте роль воспитателя заметно сокращается, но не прекращается вовсе. Исходя из особенностей вида игры, задач, которые можно решить с ее помощью, уровня сформированности у детей игровой деятельности, педагог определяет меру своего участия в ней, приемы руководства в каждом конкретном случае.

Чтобы дети играли, мы должны играть вместе с детьми на протяжении всего дошкольного детства. Чем разнообразнее, интереснее игры детей, тем богаче и шире для них окружающий мир, светлее и радостнее их жизнь. Без увлекательной игры не может быть страны детства. Сложилась и давно известна еще одна классификация игр дошкольников :

• сюжетно-ролевые;

• игры со строительным материалом;

• театрализованные;

• подвижные;

• спортивные;

Наиболее характерна для дошкольников сюжетно-ролевая игра. Главная задача воспитателя здесь – научить детей, подсказать им сюжет игры. Например, предлагая детям поиграть в профессии, воспитатель спрашивает ребят, кем работают их родители, а затем дает им возможность самим выбрать сюжет игры. Ребята в споре, в предложениях приходят к выводу, что есть возможность поиграть в строителей. Дети ставят задачу – построить город «Счастья». Распределяются роли, устанавливаются правила игры. Одно из правил, которые предложили дети, – не стро­ить темные дома. Все дома должны быть светлые и ра­достные. Закончить игру дети решили праздником «Наш любимый город». Конечно, детской фантазии не­достаточно для такой игры, нужен и определенный жиз­ненный опыт. И здесь подключается воспитатель. Он тактично подсказывает, каким должен быть город «Сча­стья» и как можно провести праздник в этом городе.

Примеров сюжетно-ролевых игр можно привести много. Это игры в «Скорую помощь», в «Больницу», «Магазин», в «Школу», «Фабрику игрушек» и т. д. Глав­ное в сюжетно-ролевой игре – ее коллективный характер. Именно в ходе сюжетно-ролевой игры дети учатся общаться, действовать в соответствии с определенной ролью, озвучивать эту роль, выражать свое мнение в ходе игры. Часто воспитатель сталкивается с тем, что дети совсем не умеют участвовать в сюжетно-ролевой игре: не могут предложить ее тему, часто ссорятся при оп­ределении сюжета игры, ее правил. Все это ставит воспитателя в позицию тактичного, вдум­чивого руководителя, а затем и участника самой игры. Дети предлагают сюжет игры. Он уточняется, а затем ребятам дается возможность подумать, что по­требуется для этой игры. В оформлении такой игры могут помочь родители. Сюжетно-ролевая игра харак­терна для детей 5 – 6 лет.

Дети очень любят игры со строительным матери­алом. Их привлекает работа с песком, снегом, строи­тельными кубиками. Причем эти игры в равной степе­ни увлекают и мальчиков, и девочек. Строительные игры развивают творчество детей, расширяют знания о цвете, форме, развивают про­странственное воображение, умение создавать различ­ные модели. Все эти игры носят групповой или коллек­тивный характер и поэтому способствуют развитию взаимоотношений, учат внимательно относиться к дру­гим детям, общаться со сверстниками и взрослыми. Кроме того, дети учатся доводить начатое дело до кон­ца, видеть результат коллективной игры, ее пользу. В детском саду для строительных игр создаются спе­ циальные условия: оборудуется место для игры, под­бирается набор игрушечно-строительного материала и т. д. Воспитатель, учит детей, особенно младшего возраста, собирать детали, крепить их, эсте­тически оформлять.

Заслуживают внимания театрализованные игры, связанные с народными традициями: обыгрывание песен-потешек, частушек, исполнение ролей героев народных праздников.

Театрализованные игры – сложный вид деятель­ности детей и воспитателей. Именно этот вид игры особенно соответствует возрастным и эмоциональным особенностям дошкольников.

Для решения задач физического воспитания педа­гоги дошкольных учреждений должны использовать подвижные игры. Эти игры учат детей быть доброже­лательными, не смеяться над проигравшим, формиру­ют умения, смекалку. Дети осваивают ритмические дви­жения в такт мелодии, соревнуются в скорости и т. д. Музыкальные игры проводятся как во время занятий, так и в другие режимные моменты жизни детей в дет­ском саду. Любые игры требуют музыкального сопро­вождения. Но к специальным музыкальным играм от­носятся хороводы, игры-импровизации, ритмические игры. Особенно дети любят хороводные игры, так как в них они учатся не только узнавать мелодию, но и петь, воспроизводить звуки отдельных музыкальных инстру­ментов для перестроения, для начала новой песни или нового ритмического движения.

Во всех играх, независимо от направленности или характера, всегда присутствуют игрушки. Игрушки – непременный спутник дошкольного детства. Задача педагогов – правильно, с учетом возрастных особен­ностей детей подобрать игрушки. Все детские игрушки можно разделить на образ­ные, технические, строительные материалы, спортив­ные, музыкальные, театральные. В настоящее время дети особенно увлекаются электронными игрушками.

В методике использования игрушек главное – не их изобилие, а необходимость и глубокое знакомство с каж­дой новой игрушкой. В процессе знакомства с игрушкой дети с помощью воспитателя не только ее рассматрива­ют, но и думают, где, в какой игре ее можно использо­вать. Детей приучают ухаживать за игрушками, после игры убирать каждую игрушку на отведенное ей место. В режиме дня дошкольного учреждения для каждой возрастной группы отводится время для игры, и его нельзя ничем заменить. Наиболее длительное время для игры отводится на прогулке. Часто игры бывают смешан­ного вида. Строительные игры могут сочетаться с сюжетно-ролевыми, а подвижные с театрализованными. Все игры носят познавательный и развивающий характер.

На сегодня стоит остро проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей. Дети избалованы изобилием и разнообразием игр и игрушек, которые не всегда несут в себе нужную психологическую и педагогическую информацию. Трудности испытывают и родители и воспитатели : то, в какие игры играли родители и то, что годамиотрабатывали на практике и применяли в своей жизни воспитатели, теперь – в изменившихся условиях - перестало работать. Сенсорная агрессия окружающей ребенка среды (Барби, роботы, монстры, киборги и т. д.) может привести к кризису игровой культуры. Многие дети совершенно не умеют играть, переносить действия с одного предмета на другой, использовать в игре предметы – заместители. У них наблюдается отсутствие организации игры и потребности играть со сверстником. Все больше и больше детей страдают от одиночества и изоляции. В детских играх стали просматриваться жестокость, агрессия, однообразные сюжеты.

Таким образом, игра является одним из самых эффективных педагогических средств. Решение различных образовательных задач обеспечивается путем умелого использования таких факторов, как потребность ребенка в игре и желание играть. Игра, как писал великий психолог Л. С. Выготский, ведет за собой развитие. Если мы хотим, чтобы наши дети выросли всесторонне и гармонично развитыми, необходимо не только научить детей играть, но и научиться играть вместе с ними, не только будучи педагогами, но и являясь родителями. Нет ничего лучше, чем наблюдать за ребенком в процессе игры, видеть его улыбку, счастливые глаза, неподдельные эмоции.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Фольклор в жизни дошкольника»Консультация для педагогов «Фольклор в жизни дошкольника» «Фольклор в жизни дошкольника» Детский фольклор играет важную роль в воспитании дошкольников, ведущим признаком организации которого является.

Консультация для родителей и педагогов «Здоровый образ жизни дошкольника»Консультация для родителей и педагогов «Здоровый образ жизни дошкольника» Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом лёгким и тем понятнее.

Консультация для родителей «Игра в жизни дошкольника»Консультация для родителей «Игра в жизни дошкольника» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ИГРА В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКА"Игра занимает важное место в жизни дошкольника. В игре происходит развитие ребенка,.

Консультация для родителей «Эксперименты в жизни дошкольника» Консультация для родителей на тему: «Эксперименты в жизни дошкольника». Цель: Сформировать представления у родителей об экспериментаторской.

Консультация для воспитателей и родителей «Труд в жизни дошкольника»Консультация для воспитателей и родителей «Труд в жизни дошкольника» Программой воспитания детей в детском саду, предусмотрено трудовое воспитание детей. Воспитателю нужно, создать условия для того чтобы каждый.

Консультация «Математика в жизни дошкольника» развитие элементарных математических представлений у дошкольников — особая область познания, в которой при условии последовательного обучения.

Консультация о воспитании папы в жизни дошкольника «Я и папа» к 23 февраляКонсультация о воспитании папы в жизни дошкольника «Я и папа» к 23 февраля В рамках проектной деятельности «Поздравляем наших пап с Днем Защитника Отечества» подготовили для пап консультацию и поздравительное.

Консультация «Роль куклы в жизни ребенка дошкольника»Консультация «Роль куклы в жизни ребенка дошкольника» Куклы занимают особое место среди игрушек детей, т. к. кукла задействует особые функции в развитии психики ребёнка. Одна из таких функций.

Консультация «Роль сказки в жизни дошкольника»Консультация «Роль сказки в жизни дошкольника» Роль сказки в жизни дошкольника «Сказка - складка, послушать сладко.» В дошкольном возрасте у детей бурно развивается воображение, которое.

Родительское собрание «Игра и игрушка в жизни дошкольника» Задачи: – обсудить с родителями проблему значения игры и современной игрушки на психическое развитие ребенка-дошкольника; – показать возможность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Игра в жизни дошкольника»
Опубликовано: 25 января 2023 в 09:37
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Игра в жизни дошкольника»» (включая файлы) размещена пользователем Зинаида Елисеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

8 ноября. День детского меню. Папка передвижка «Правильное питание»

Правильноепитание — залог здоровья, а культура питания закладывается в семье. Важная задача — привить ребенку привычку к здоровому питанию.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД