Людмила Рузанова
Консультация для воспитателей «Гендерные различия будущих первоклассников»
Проблема воспитания подрастающего поколения, ее актуальность на социально-педагогическом уровне определяется тем, что социальная стратегия государства, направленная на создание условий для устойчивого развития Российской Федерации на основе использования и совершенствования человеческого потенциала, предполагает включение гендерного компонента во все области общественной жизни: В ПОЛИТИКУ, ЭКОНОМИКУ, КУЛЬТУРУ, ОБРАЗОВАНИЕ.
Публикация «Консультация для воспитателей „Гендерные различия будущих первоклассников“» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Гендерное воспитание. Консультации для родителей
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Одной из фундаментальных характеристик личности, является половая принадлежность. Пол – это биологические различия между людьми, определяемые генетическим строением клеток, анатомо-физиологическими характеристиками, заданными от природы.
Гендер – обозначает «социальный пол», т. е. социальный статус и социально – психологические характеристики личности, зависящие не от биологических различий, а от социальной организации общества. Гендер находится под постоянным влиянием как культурных норм, устанавливающих, что должны делать мужчины, а – что женщины, так и социальной информации, внушающей людям, насколько велика разница между мужчинами и женщинами. Таким образом,современное понятие гендера предполагает 4 группы характеристик: биологический пол, полоролевые стереотипы,нормы и идентичность. Гендерный подход в исследованиях сегодня, в обучении и воспитании — это учёт многовариативного фактора пола. Однако,социальный аспект развития должен быть с самого начала ориентирован на пол ребенка,на социально - обусловленные представления о мужчине и женщине,оказывающие мощнейшее влияние на культурный контекст развития мальчиков и девочек. Отсюда проблема учёта психологических особенностей в обучении мальчиков и девочек представляется чрезвычайно актуальной. Появляясь на свет, ребенок растет и развивается как представитель определенного пола – мальчик или девочка, и поэтому с уверенностью можно сказать, что воспитание ребенка должно осуществляться прежде всего с учетом полоролевых функций. Но, к сожалению, современная педагогическая наука и практика чаще всего не учитывают пол как важную характерологическую особенность ребенка. Сегодня анализ практики дошкольных учреждений показывает, что полоролевая социализация детей остается стихийным и плохо управляемым процессом ввиду недостаточной теоретической разработанности проблемы.
Анализ программ свидетельствует о том, что дифференцированный подход к мальчикам и девочкам не прослеживается, что приводит к искажению характера, в котором отсутствует специфические мужские и женские черты, приводящие к феминизации мужчин и маскулинизации женщин. Кроме этого, социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей. Сейчас уже не считается из ряда вон выходящим курение и сквернословие представительниц прекрасного пола, многие из них стали занимать лидирующие положения среди мужчин, стираются границы между «женскими»» и «мужскими» профессиями. Некоторые мужчины, в свою очередь, утрачивают способность играть правильную роль в браке, из «добытчиков» они постепенно превращаются в «потребителей», а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи, что мы иногда замечаем в наших семьях и семьях наших воспитанников. На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание. Наблюдая за воспитанниками, можно отметить, что многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам.
Ученые, работающие по данной проблеме (Л. В. Градусова, Е. А. Кудрявцева, Н. Е. Татаринцева, считают, что женщину в девочке, так же как и мужчину в мальчике, следует формировать с дошкольного возраста, не отделяя полового воспитания от общего нравственного. В противном случае при становлении личности девочки или мальчика неизбежны отклонения, приводящие к эмоциональному неблагополучию среди сверстников, а в дальнейшем – препятствующие выполнению семейной и общественной функции. Ключевой фигурой реализации гендерного подхода в образовании является педагог.
Педагоги как носители гендерной культуры общества и собственных гендерных представлений влияют на гендерную социализацию воспитанников, становление полоролевых ценностей, полоролевого поведения. Сейчас образование нуждается в специалистах, обладающих гендерными знаниями, способными эффективно решать задачи формирования личности с учетом гендерных особенностей. Гендерная компетентность является одной из составляющих профессиональной компетентности.
Главные задачи гендерного воспитания в ДОУ- формировать в детях качества мужественности и женственности, и готовить их к выполнению в будущем соответствующих полу социальных ролей, а также воспитывать культуру взаимоотношений между девочками и мальчиками. Если до 3-4 лет дети четко не осознают своего пола, и к примеру, на предложение музыкального руководителя встать на танец только девочек, мы наблюдаем, что с девочками поднимается и часть мальчиков, то в возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость, детям становится понятно, что «гендер» не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний. .Но отсутствие возможности проявить свою маскулинность сначало в детском саду, затем в школе и на работе снижают статус мужчины в обществе, что в свою очередь, затрудняет ориентацию на культивирование мужских качеств у мальчиков. Социализация девочек происходит несколько легче, однако содержательные компоненты феминности не способствуют становлению элементов самоуважения и самоценности девочек. Традиционно их награждают прозвищами: плакса, ябеда, трусиха, подлиза и т. д. Их гораздо чаще опекают родители, что способствует развитию чувства собственной незначительности; существенное влияние на становление образа девочки, женщины оказывают историко-культурные образы (обычно подчиненное положение). Несмотря на то, что у девочек легче протекает процесс полоролевой идентификации, все-таки им труднее определиться в полоролевых предпочтениях. Причинами этого служит то, что девочки видят непростую жизнь мам, в обязанности девочкам вменяется помощь по хозяйству, а также им нельзя кричать, прыгать, драться и т. д., поскольку это «некрасиво». Поэтому некоторые девочки хотели бы быть мальчиками.
На сегодняшний день, несмотря на остроту и актуальность, проблема гендерной социализации старших дошкольников находится на этапе становления. Следует заметить, что множество элементов системы образования одинаковы для всех детей, не зависимо от пола. Когда речь заходит о готовности к школе, то традиционно всплывает образ некоего «усредненного» ребенка, лишенного не только индивидуальности, но и половой принадлежности и в силу этого наделенного всеми требуемыми и одинаково хорошо сформированными качествами будущего школьника. Однако в реальной практике такое уникальное явление встречается крайне редко. Чаще всего у ребенка какие-то качества, значимые для обучения в начальной школе, сформированы лучше, какие-то хуже, что во многом как раз и определяется тем, кто же ребенок — мальчик или девочка. Мальчики и девочки в одном возрасте должны пойти в школу, для них едины временные рамки, у всех детей в классе одна и та же учительница, и они слушают одно и то же объяснение у доски, получают в руки одинаковые книги и тетради. Педагоги в стремлении добиться от всех учащихся одних и тех же результатов забывают о том, что разница в уровне успешности обучения детей разного пола обусловлена множеством причин, такими как: особенности мотивации девочек и мальчиков; специфичные психофизиологические особенности; склонности и интересы; установки педагогов и родителей относительно успехов детей разного пола в обучении. Установленные различия заключаются в несколько лучшей как интеллектуальной, так и эмоционально личностной готовности девочек, в силу чего они, оказавшись в начальной школе, имеют ряд преимуществ. Слайд Поэтому не случайно академическая успешность мальчиков и девочек в первом классе школы так различается. В частности, усредненная оценка успешности мальчиков по основным школьным предметам — 3,9 балла (по традиционной 5-балльной шкале, а у девочек — 4,3 балла. Естественно, что различается (опять-таки не в пользу мальчиков) и физиологическая «цена», которую платит организм ребенка за процесс обучения. Так, академическая успешность мальчиков во многом зависит от уровня развития слухоречевой памяти, а у девочек академическая успешность определяется развитием произвольности внимания и поведения. Так, к концу первого класса утомление у мальчиков в среднем в 6 раз выше, чем у девочек. Иными словами мальчики и девочки 6 — 7 лет готовы к школе весьма неодинаково, поэтому и проблемы обучения в начальных классах у них тоже разные.
Список литературы:
1. Еремеева В. Д. Хризман Т. П. «Мальчики и девочки- два разных мира» М. 1998г.
2. Шелухина И. П. «Мальчики и девочки: Дифференцированный подход к воспитанию детей старшего дошкольного возраста». М. Т. Ц. Сфера 2006г.
3. Красоткина И. «Одинаково ли думают мальчики и девочки?» «Дошк. Воспитание» №12- 2003 г.