Елена Григорьева
Консультация для воспитателей «Формирование правильного речевого дыхания»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация логопеда для воспитателей.
«Формирование правильного речевого дыхания».
Работа по формированию правильного дыхания проводится в определенной последовательности:
1. формирование правильного нижнереберного дыхания по подражанию;
2. дифференциация ротового и носового вдоха и выдоха (тренировка ритма речевого дыхания)
Темочки:
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речевого дыхания. Консультации
- Темочки
3. развитие таких качеств дыхания, как сила, продолжительность, постепенность и целенаправленность.
Начиная работу по формированию (воспитанию) правильного дыхания, необходимо обратить внимание на положение корпуса ребенка. Воспитание навыков правильного дыхания возможно только при хорошей осанке. Осанка зависит от тонуса мышц спины, поэтому начинать выработку речевого дыхания следует с формирования правильной осанки и тренировки мышц спины.
Первые дыхательные упражнения должны выполняться лежа, т. к. в этом положении легче дышать правильнее, чувствовать паузу, а затем – в положении сидя и стоя. Во время вдоха, если ребенок лежит, брюшная стенка должна подниматься вверх, а если он сидит или стоит, - выдвигаться вперед. При выдохе живот должен втягиваться.
В качестве примера остановимся на следующем упражнении:
Вдохнуть воздух через нос, постепенно и медленно выдыхая воздух через рот, произнести звук «а» без голоса. Выдох контролируется рукой. Левая рука при этом находится на животе (выдох – живот втягиваем). Правую руку можно в это время поднести ко рту и на тыльной стороне ладони почувствовать теплую воздушную струю.
Упражнения «Задуй свечу», «Понюхай цветок», «Сдуй снежинку».
Затем проводится дифференциация ротового и носового вдоха и выдоха:
- вдох и выдох через нос;
- вдох через нос, выдох через рот;
- вдох через нос, выдох через правую (левую) ноздрю;
- вдох через рот, выдох через нос;
- вдох и выдох через рот.
Как только первоначальные упражнения по развитию и коррекции физиологического дыхания освоены, следует переходить к работе над 1.
фонационным (речевым дыханием). Сначала при выполнении этих упражнений левая рука ребенка должна находиться на диафрагме, а правая рука – выполнять плавное простое движение. Позднее дыхательные движения могут сопровождать более сложные двигательные операции.
1. Сделать глубокий вдох, на выдохе – длительный шепотный звук «фффф…»; «сссс.», «шшш…», «кссс…», «пшш…».
2. Вдох через нос, руками обнять плечи; выдох через рот, на выдохе руки через стороны, сопровождая звуками: а, о, у, э, с, ш, х…
3. Выполнять в положении «сидя». Надуть живот, левую руку положить на живот. На выдохе произносить вначале слоги: «па. по, пу, пи, пэ», «папа. попо. пупу. пипи. пэпэ», затем короткие фразы:
- Вкусно пахнет.
- Вкусно пахнет цветами.
- Весной вкусно пахнет цветами.
4. Вдох через нос, на выдохе считать предметы, игрушки, читать знакомые стихи, деля их на части (синтагмы) .
5. Вдох через нос, выдох: от груди руки поднять плавно вверх и в стороны «па»; вдох, выдох: от груди руки в стороны «по»; вдох, выдох: слегка давящее движение рук вперед «пу»; вдох, выдох: присесть, обхватить колени «папопу». Аналогично: «мамому», «нанону», «татоту», «дадоду».
Первые 20 занятий количество вдохов и выдохов не более 16 раз. После 20 занятий количество вдохов и выдохов увеличивается до 32 раз. С 28 занятия увеличение времени на выработку диафрагмального дыхания доходит до 48 вдохов и выдохов. Общее время на проведение дыхательных упражнений 5 мин. На занятии проводится одно упражнение на выработку физиологического дыхания и одно-два упражнения на воспитание правильного фонационного дыхания.