Воронцова Наталья
Консультация для воспитателей. Двигательная активность как один из основных факторов оздоровления детей
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из основных факторов оздоровления детей является двигательная активность. От состояния здоровья ребёнка, умения владеть своими движениями, от его ловкости, ориентировки, быстроты двигательной реакции во многом зависит его настроение, характер и содержание игры, а в дальнейшем достижения в учебной и трудовой деятельности.
Публикация «Консультация для воспитателей, Двигательная активность как один из основных факторов оздоровления детей» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Правильная организация физического воспитания детей в повседневной жизни обеспечивает выполнение двигательного режима, необходимого для здорового физического состояния ребёнка и его психики в течение дня.
Нами используются разные формы работы по физическому воспитанию (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры и физические упражнения, физкультурные праздники и т. д.) направленные на повышение двигательной активности детей. Как в организованных, так и в самостоятельных играх мы, воспитатели, своевременно переключаем детей с одного вида занятий на другой, поэтому нам важно, чтобы вся деятельность детей на прогулке направлялась и регулировалась нами, воспитателями, а каждый ребёнок находился в поле нашего зрения.
Мы считаем, что правильная организация физического воспитания детей в повседневной жизни обеспечивает выполнение двигательного режима, необходимого для здорового физического состояния ребёнка и его психики в течение дня.
Чтобы дать детям возможность упражняется и самостоятельно применять навыки в своей деятельности, используем в установленном режиме дня различные формы работы.
Ввиду того, что двигательная активность – это естественная потребность детей дошкольного возраста, необходимо при ее организации уделить большое внимание планированию.
Помимо ежедневной утренней гимнастики и определённого числа физкультурных занятий, в течение дня мы обязательно предусматриваем время для разнообразных подвижных игр, индивидуальных занятий и предоставляем возможность детям самостоятельно объединяться и играть или упражняться.
Подвижные игры как основная двигательная деятельность детей дошкольного возраста планируется нами в различное время дня в соответствии с режимом нашей возрастной группы.
Утром до завтрака обязательно возникают игры по интересам детей. Среди них имеют место и самостоятельные подвижные игры небольших детских коллективов. Подвижные игры и физические упражнения на прогулке являются формой ежедневной работы по физическому воспитанию. Эта форма работы открывает широкие возможности для физического совершенствования детей, укрепления их здоровья и закаливания. Важно, чтобы в распоряжении детей был игровой материал, физкультурные пособия и инвентарь, стимулирующий двигательную активность. Поэтому чрезвычайно важны поиски новых форм и содержания ролевых игр ("Запуск ракеты", "Пожарные на учении", "Спортивные состязания" и т. д.).
Двигательная среда должна быть насыщена различным оборудованием и спортивным инвентарём, способствующим развитию игры. Для стимулирования двигательной активности в группе, на участке мы создаем полосы препятствий, чтобы дети могли выполнять различные двигательные задания (пройти по дорожкам, перепрыгнуть с кочки на кочку, пролезть в туннель и т. д.). Можно укрепить тренажёр "Попади в кольцо", делаем разметку для игры в "Классики". Организовываем пространство таким образом, чтобы появилась возможность для многовариантных игр. Кроме того, считаем, что в группе хорошо иметь картотеку разнообразных игр, движений, упражнений состоящую из карточек на которых схематически изображены общеразвивающие упражнения, основные виды движений, элементы художественной гимнастики и акробатики, фрагменты эстафет и других подвижных игр. Работа с карточками помогает детям использовать накопленный двигательный опыт в самостоятельной деятельности, учит их организовывать соревнования со сверстниками, подчинятся правилам.
На участок выносим игрушки (вертушки, каталки и др.) и мелкие физкультурные пособия (палки, обручи, мячи, скакалки и т. д.)
Таким образом, разнообразные подвижные игры способствуют всестороннему развитию детей, содействуют оздоровлению организма, обогащают жизнь детей новым содержанием, воспитывают их чувства, поведение, ориентировку в окружающей среде, самостоятельность и творческую инициативу.
Индивидуальную работу с детьми по физическому воспитанию строим на основе знаний возрастных и тщательного изучения индивидуально-типологических особенностей детей. Планируем ее в течение всего дня в часы игр, прогулок, считаем, что она должна быть естественной и органической частью общего педагогического процесса. Добиваясь успеха при обучении двигательным действиям, мы (воспитатели) не только предлагает ребёнку правильно выполнить упражнение, например по его образцу, но и стараемся вызвать интерес к задаче. В процессе индивидуального общения с нами (воспитателями) в удобном для ребёнка темпе, он, осознанно воспринимая задание и опираясь на указанные ему ориентиры, выполняет его. В этих случаях индивидуальное обучение не только способствует освоению данного двигательного действия, но и развивает ребенка, активизирует его мыслительную деятельность.
Объединяем детей в небольшие группы также при проведении подвижных игр с правилами, с целью уточнения этих правил, и усвоения обязательности этих выполнений. Стараемся выделить застенчивых детей в роли ведущих, вовлечь малоподвижных детей в двигательную деятельность и т. д.
Мордовские подвижные игры содержат в себе многовековой опыт народа, его культуру, традиции и имеют значение для всестороннего и гармоничного воспитания детей дошкольного возраста.
Мордовская подвижная игра имеет символическую информацию о прошлом, передают традиции, свойственные менталитету народа, соответствует детской природе, удовлетворяет потребности ребёнка в познании окружающего мира, в двигательной и умственной активности, развивает воображение и творческие наклонности.
Таким образом, сложные задачи индивидуальной работы и работы с небольшими группами детей требуют от нас (воспитателей) тонкого мастерства, чуткого отношения к детям, строгого сравнительного учёта результатов работы, показывающего прогресс психического и физического развития детей.
Физкультминутка (кратковременные физические упражнения) проводятся в нашей группе в перерывах между занятиями, а также в процессе самого занятия. Значение физкультминутки заключается в смене характера деятельности и позы ребёнка путём двигательной активности, снимающей утомление, восстанавливающей эмоционально-положительное состояние психики. Физкультминутку в процессе самого занятия проводим сидя или стоя у стола, за которым дети занимаются. Она состоит из 2-3 упражнений на разгибание туловища, движение рук, активизирующих работу мышц и расширяющих грудную клетку, шага на месте. Физкультминутку между двумя занятиями проводим в виде подвижной игры и упражнений. Обязательным условием, для нас, при проведении физкультминутки является свежий воздух (открытые фрамуги, окна). По окончании упражнения, а если проводили подвижную игру, непродолжительную ходьбу, мы напоминаем детям, чем они ещё будут заниматься, и предлагаем спокойно занять свои места.
Не менее важное значение имеет самостоятельная двигательная деятельность в течение дня. Занимаясь самостоятельно, ребёнок сосредотачивает внимание на действиях, ведущих к достижению увлекающей его цели. Добиваясь успешного её осуществления, он изменяет способы действий, сопоставляя их и выбирая наиболее целесообразные. Стараемся, чтобы стимулом самостоятельной двигательной активности детей служили, прежде всего, наличие в группе или на участке различных игрушек, мелких и крупных физкультурных пособий.
Еще большое место в самостоятельной деятельности детей у нас занимают подвижные игры с правилами: они развивают творческую инициативу, организаторские умения, вырабатывают критерии оценки поведения участников и выполнение правил, сближают детей.
В содержание мордовских подвижных игр заключён большой познавательный материал, способствующий расширению кругозора ребёнка, развитию воображения. Тематика игр очень разнообразна: эпизоды из жизни мордовского народа ("В редьку", "В базар" и другие, подражание повадкам животных и птиц ("В зайчиков", "В волков" и другие, игры на развитие силовых качеств: "Раю-раю", "Наша горка".
Вся многообразная двигательная деятельность детей в течение дня проходит в нашей группе под руководством воспитателя. От этого зависит создание спокойной обстановки, поддержание жизнерадостного настроения детей, целесообразная занятость каждого ребёнка. Мы, как педагоги, готовы в любом случае помочь детям и в то же время не спешить и не лишать их инициативы, возможности думать, проявлять усилие при усвоении физических упражнений, выполнении различных игровых заданий и т. д.
Жизнь детей в течение дня в нашей группе протекает в рамках установленного режима, без спешки и постоянных поторапливаний, противоречащим основам гигиены нервной системы ребёнка. Физическое воспитание во всех его компонентах чередуется с другими занятиями и деятельностью детей. Ведь при соблюдении систематически такого чередования, распорядок дня стереотипизируется и вызывает положительную реакцию детей.
Ставим перед собой задачи, которые заключаются в том, чтобы дети ежедневно сумели научиться чему-то новому, усовершенствовали уже знакомое, обогащали свои знания и чувства, а, уходя домой, имели интересную перспективу на завтра - поиграть в обещанную интересную игру, пойти в дальнюю прогулку. И мы считаем, что такую интересную полноценную жизнь может создать каждый воспитатель.