Ольга Миронова
Консультация для воспитателей ДОУ «QR-код в образовании»
Мир динамичен, постоянно меняется. Постоянные изменения в нашей жизни приводят к поиску и открытию новых ресурсов, ориентированных на все сферы жизнедеятельности человека. Одними из ведущих таких сфер являются коммуникация и информатизация, а одним из бесценных ресурсов – время.
СЛАЙД 2
В современном мире информационно-коммуникационные технологии присутствуют во всех областях жизни любого человека: дом, образование, работа, отдых и развлечения.
В последнее десятилетие ИКТ сыграли ключевую роль в разработке новых образовательных проектов, которые существенно повлияли на то, как взрослые и дети получают доступ к знаниям.
Публикация «Консультация для воспитателей ДОУ „QR-код в образовании“» размещена в разделах
- Код QR в работе педагогов, QR-коды и технологии
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
В настоящее время в нашей стране реализуется Стратегия развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации.
СЛАЙД 3
Информационное пространство – это совокупность объектов, вступающих друг с другом в информационное взаимодействие, а также технологии, которые обеспечивают это взаимодействие. Информационное пространство состоит из информационных ресурсов, средств информационного взаимодействия и информационной инфраструктуры.
Современное информационное пространство – это новые возможности, делающие жизнь и обучение, как ребенка, так и взрослого человека более занимательным, интересными и увлекательными. Образовательное учреждение может лишь помочь в этом посредством новых, интересных методов обучения, современных прогрессивных образовательных технологий.
Учитывая тот факт, что большинство современных родителей и детей имеют доступ к любой информации посредством различных гаджетов, педагоги ДОУ могут активно включаться в процесс их использования и в своей педагогической практике. Педагог не должен стоять на месте. Использование инновационных технологий в образовании позволяет идти в ногу со временем и сделать образовательное пространство открытым.
СЛАЙД 4
Поэтому сегодня я хочу представить такую тему, как «QR-код и его использование в образовательном процессе».
QR код – это двухмерный штрих-код (бар- код, предоставляющий информацию для быстрого ее распознавания с помощью камеры на мобильном телефоне.
Понятие «QR-код» зародилось в Японии в 1944 году. Но широкое применение этот код получил лишь в то время, когда появились смартфоны и планшеты, а самое главное - беспроводной доступ в интернет.
В настоящий момент QR-коды создаются для трансляции визиток, быстрой проверки различных документов, бесконтактной оплаты квитанций, многие билеты и чеки содержат дополнительную информацию в виде таких кодов.
Все чаще они стали применяться на сайтах как идентификаторы, в музеях для получения дополнительной информации и так далее.
Основное достоинство QR-кода — это легкое распознавание сканирующим оборудованием, что дает возможность использовать их в различных сферах деятельности человека.
СЛАЙД 5
Каждый современный телефон или планшет имеет возможность (при наличии специальных программ) считывать информацию с QR-кода буквально за несколько секунд. Чтобы считать QR-код и получить зашифрованную информацию, достаточно навести на него камеру смартфона (планшета) и воспользоваться одним из многочисленных бесплатных приложений - «ридеров» сканер для штрих-кода: Android: QR Code Reader, BIDI, Neo Reader. iPhone: Quick Scan
QR-код позволяет пользователям за 10 секунд интерактивно получить самую разную информацию на свои мобильные устройства.
СЛАЙД 6
Достоинством QR-кода является простота его создания, большие функциональные возможности кодирования любой информации, быстрая её обработка, легкое использование конечного продукта.
Актуальность использования QR-кода в образовательном процессе ДОУ заключается в следующих характеристиках:
- доступность - для внедрения не требуется дополнительного длительного повышения квалификации педагогов, достаточно проведения одного мастер-класса;
- универсальность - данный инновационный продукт может использоваться во всех сферах образовательной деятельности (совместная деятельность с детьми, методическая работа с педагогами, взаимодействие с родителями);
- экономичность - использование QR-кода не требует больших финансовых затрат на приобретение дорогостоящего оборудования;
- компактность - необходимая информация не занимает много места, любой объём информации содержится в цифровом квадрате;
- тиражируемость - данная технология может использоваться педагогами детских садов и других образовательных учреждений, занимающихся развитием компьютерных технологий (возможен неограниченный тираж);
- эффективность и результативность – применяя QR-код в дошкольном учреждении, повышается интерес детей к данной технологии, они готовятся к навыкам жизни в новую цифровую эпоху, помогает привлекать родителей к образовательному процессу
СЛАЙД 7.
В образовании QR-коды набирают все большую популярность. Их можно использовать в учебной, игровой, проектной, совместной деятельности, создавать библиотеки, а также применять в воспитательной работе, сюрпризный момент; познавательный или мотивирующий элемент деятельности, при организации предметно-развивающего пространства, в процессе дистанционного образования, как элемент дополненной реальности во время образовательной деятельности. Информировать и консультировать и знакомить родителей (законных представителей) с событиями в группе.
Создавать наглядные интерактивные плакаты с применением QR-кода (где кодируются актуальный информационный материал: правила игр, инструкции к ним, советы по использованию развивающего и учебного материалов, ссылки на информационные источники и ресурсы, которые содержат консультации педагогов и специалистов, памятки, материал для дополнительных игр и занятий с детьми дома, а также ссылки на познавательные и поучительные книги, мультфильмы и фильмы для детей).
Знакомство детей c QR-кодом можно начать с познавательного мультфильма: «Фиксики. Штрих-код» https://www.youtube.com/watch?v=M79-vcAsQ6c
И потом постепенно включать эту технологию в работу с детьми при наличии возможностей.
СЛАЙД 8 – примеры использования QR-кода в ДОУ.
Например, дидактическая игра «Угадай, кто это? Кто как кричит». На карточках, на одной стороне изображено животное, а на другой, QR – код, в котором зашифрован голос животного.
Особенно эффективно использование технологии QR-кода как элемента дополнительной реальности во время образовательной деятельности на прогулке, во время экскурсии. Можно слушать пение птиц, шум ветра, наблюдать за транспортом, за животными и т. д. Удобно под рукой иметь такую картотеку, поскольку она не занимает много места. И во время педпроцесса не нужно листать в телефоне в поисках, например, нужной мелодии.
В детском саду можно создать музей «Чудеса природы» где оформлен ростомер с размерами животных, к каждому животному сгенерирован свой QR-код, который содержат в себе звукозапись с рассказом о животном.
Также можно использовать QR -коды в квест-играх, презентациях и конспектах, чтение художественной литературы.
Квадратики QR-кодов привлекают детей своей загадочностью. Это способствует повышению интереса дошкольников к занятиям.
СЛАЙД 9
QR-коды используются и при работе с родителями. Современный родитель – это человек активный, находящийся в постоянном поиске новой информации, но обладающий огромным дефицитом времени.
Можно оформить тематическую неделю содержащих QR-код. Родителям очень удобно отсканировать код и узнать, чем занимались их дети в детском саду в течении дня, недели. На информационных стендах и папках-передвижках для родителей также можно ставить QR-коды, в которых содержится нужная информация.
Интерактивный плакат – способ визуализации информации на основе одного изображения, к которому в виде меток («горячих точек») прикрепляются ссылки на веб - ресурсы и Интернет-документы, мультимедийные объекты: видео, аудио, презентации, слайд-шоу, игры, опросы и т. д. С помощью интерактивных плакатов можно собрать и обобщить материал по любой теме, организовать виртуальную выставку или путешествие.
Интерактивный плакат – это не статичная иллюстрация, а набор мультимедиа компонентов, который обеспечивает взаимодействие контента (содержания плаката) с пользователем. В интерактивном плакате информация не выставляется сразу в полном объёме, а «открывается» постепенно. Интерактивность печатных материалов обеспечивается наличием QR-кодов, которые считываются с использованием специального приложения на смартфонах (планшетах).
СЛАЙД 10
Как же составить QR- код? Для начала нужно в поисковой строке, ввести текст «Генератор QR- кода онлайн».
Потом нужно определиться с тем, какую информацию ы хотите закодировать (ссылка на сайт, изображение, текст, визитная карточка, sms-сообщение, тест, игра и др.).
Вставляем нужную ссылку в таблицу для текста в нужную строку, выбираем размер, и нажимаем на команду «Создать код». Информация закодирована. Код можно скачать в любом формате.
Кодируется только информация, которая находится в виртуальном пространстве: сайт, облако, др интернет-источники.
Вот поэтому так важно на сегодня иметь личный сайт педагога! Всю информацию вы выкладываете у себя, и делитесь куар-кодами с родителями воспитанников, с коллегами, в новостях и др.
А как ее декодировать? Все очень просто. Нужно будет всего лишь навести камеру вашего смартфона, отсканировать код, и перейти по ссылке. Если вдруг камера не считывает код, то нужно будет скачать через Play Маркет или App Store специальное приложение «Сканер QR – кода».
А сейчас у меня для вас задание, расшифруйте код, который Вы видите на экране. Скажите, что там написано? (Добра и Здоровья) Чего я Вам желаю!
Спасибо за внимание!