Даурская Юлия
Консультация для воспитателей ДОУ «Проведение утренней гимнастики»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей ДОУ : «Проведение утренней гимнастики»
Утренняя гимнастика нужна не только для пробуждения физических сил организма. В детском саду это прежде всего особенное организованное общение детей в процессе двигательной деятельности. Это физкультурно-оздоровительное мероприятие которое:
• повышает эмоциональный тонус детей как результат «мышечной радости» от движений вместе с другими детьми;
• снимает психологическую нагрузку от разлуки с родителями;
Публикация «Консультация для воспитателей ДОУ „Проведение утренней гимнастики“» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Утренняя гимнастика, зарядка. Консультации для родителей
- Темочки
• концентрирует внимание;
• улучшает поведение.
Двигательная разминка, четкий ритм и физическая активность «заряжают» ребенка положительными эмоциями, настраивают его на весь грядущий день жизни в коллективе сверстников.
Чтобы утренняя гимнастика имела оздоровительный эффект, надо создать определенные условия. Перед ее проведением следует проветрить помещение и обеспечить облегченную одежду детей. Необходимо также побеспокоиться и об обуви детей. Она должна быть удобной, желательно спортивной.
Лучшая одежда для педагога — спортивная форма. Однако это необязательно. Главное, чтобы одежда не мешала двигаться и четко показывать упражнения.
Структура утренней гимнастики в ДОУ
Структура типична для всех возрастных групп. Она содержит три обязательные составляющие: вводную, основную и заключительную части. Каждая составляющая имеет свое предназначение. Вводная часть призвана взбодрить организм и подготовить его к выполнению комплекса общеразвивающих упражнений — основной части. Физическая нагрузка во время основной части достигает максимума. А во время заключительной части нагрузку постепенно снижают и организм возвращается в привычное состояние.
Чтобы каждая структурная составляющая выполнила свое предназначение, ее следует правильно построить. Об этом-подробнее.
3.1. Вводная часть утренней гимнастики
Задачи:
организация внимания детей, нацеливающая на выполнение
согласованных действий
формирование правильной осанки
подготовка организма к выполнению более сложных упражнений
Содержание:
-построения (в колону, в шеренгу, круг)
-строевые упражнения (повороты и полуобороты налево, направо, кругом)
-перестроения (из одной колоны в две, из двух колон в четыре, в круг, несколько кругов, смыкания и размыкания приставными шагами в сторону)
-непродолжительная ходьба в чередовании с упражнениями,
-способствующими укреплению опорно-двигательного аппарата и формированию осанки (ходьба на носках, с различным положением рук, ходьба с высоким подниманием коленей, на пятках, перекрёстным шагом)
-бег друг за другом и врассыпную или в сочетании с прыжками
3.2. Основная часть утренней гимнастики
Задачи:
-укрепление основных мышечных групп
-формирование правильной осанки
Содержание:
-выполнение комплекса общеразвивающих упражнений
Упражнения выполняются в определенной последовательности: сначала даются упражнения для укрепления плечевого пояса и рук, которые способствуют расширению грудной клетки, хорошему выпрямлению позвоночника, развитию дыхательных мышц; затем упражнения для мышц туловища; далее следуют упражнения для развития мышц ног и укрепления свода стопы. После упражнений с большой нагрузкой следует повторить первое упражнение или аналогичное ему. Количество повторений каждого упражнения зависит от возраста детей и их физической подготовленности.
3.3. Заключительная часть утренней гимнастики
Задачи:
-восстановить пульс и дыхание
Содержание:
дети младшего возраста выполняют прыжки или бег, переходящие в заключительную ходьбу.
дети старшего возраста выполняют прыжки в сочетании с бегом, затем заключительную ходьбу с выполнением различных заданий.
После заключительной ходьбы проводится малоподвижная игра
4. Формы проведения утренней гимнастики
Используются различные формы проведения утренней гимнастики :
-традиционная форма с использованием общеразвивающих упражнений
-обыгрывание какого-нибудь сюжета
-игрового характера (из 3-4 подвижных игр)
-с использованием элементов ритмической гимнастики, танцевальных движений, хороводов
-оздоровительный бег (проводится на участке в течение 3-5 минут с постепенным увеличением расстояния, интенсивности, времени)
-с использованием полосы препятствий (можно создавать различные полосы препятствия с использованием разнообразных модулей)
нетрадиционные дыхательные упражнения,
• психомоторные разминки,
Особенности педагогического сопровождения утренней гимнастики в каждой возрастной группе
Рекомендации для педагогов
Первая младшая группа
Проводите утреннюю гимнастику в групповой комнате; заканчивайте ее за 5-10 мин до завтрака.
Старайтесь, чтобы все дети приняли участие в двигательной деятельности, поощряйте их выполнять упражнения самостоятельно.
• Выполняйте все упражнения вместе с детьми.
• Придавайте упражнениям имитационный характер или проводите упражнения с предметами — флажками, лентами, маракасами и тому подобное.
• Предлагайте детям упражнения с известными предметами, знакомьте с ними накануне, приучайте воспринимать физкультурный инвентарь как атрибуты к упражнениям, а не как игрушки.
• Выстраивайте детей врассыпную для выполнения общеразвивающих упражнений в начале года, постепенно обучая выстраиваться в круг.
• Используйте ориентиры во время построения.
• Внедряйте счет «1-2» со второго полугодия.
• Практикуйте 3-4 общеразвивающие упражнения в комплексе, дозировка — 4-5 раз.
• Устанавливайте продолжительность утренней гимнастики : 4-5 мин.
Вторая младшая группа
Используйте в первом полугодии известные детям упражнения, которые они выполняли в первой младшей группе.
• Выполняйте упражнения на счет «1-2» в начале года и постепенно внедряйте счет «1-4».
• Не требуйте от детей правильного и четкого выполнения упражнений, сходство с образцом — приблизительное.
• Давайте индивидуальные указания детям относительно качества выполнения двигательных действий.
• Внедряйте предварительный показ общеразвивающих упражнений постепенно.
• Используйте прием «зеркального» показа.
• Придавайте упражнениям имитационный характер.
• Практикуйте 4-5 общеразвивающих упражнений в комплексе, дозировка — 5-6 раз.
• Устанавливайте продолжительность утренней гимнастики : 5-6 мин.
Средняя группа
В начале года используйте известные детям перестроение и варьируйте их: в круг, в
Вовлекайте детей в выполнение упражнений после предварительного показа и объяснения.
• Продолжайте придавать упражнениям имитационный характер.
• Используйте музыкальное сопровождение.
• Практикуйте 5-6 общеразвивающих упражнений в комплексе, дозировка — 6-8 раз.
• Устанавливайте продолжительность утренней гимнастики-6-8 мин.
Старшая группа
В начале года используйте известные детям перестроение и варьируйте их: в круг, в три колонны способом за ведущим, тройками. Это заинтересовывает, стимулирует развитие внимания и координации движений. Ознакомьте детей с перестроением двойками способом разведения и сведения.
• Используйте частичный показ упражнения, показ подготовленным ребенком.
• Вовлекайте детей в выполнение упражнений по названию, словесной инструкции.
• Давайте общие и предварительные указания относительно правильности и качества выполнения упражнения.
• Добивайтесь качественного выполнения детьми двигательных действий, оказывайте индивидуальную помощь.
• Продолжайте придавать упражнениям имитационный характер.
• Используйте музыкальное сопровождение.
• Практикуйте 6-7 общеразвивающих упражнений в комплексе, дозировка — 8-10 раз.
• Устанавливайте продолжительность утренней гимнастики — 8-10 мин.
Разновозрастная группа
• Объедините детей в две подгруппы-младшую и старшую.
• Ориентируйтесь на младших детей при построении и перестроении.
• Подбирайте различные виды ходьбы и бега, посильные для всех детей. Чтобы выполнить движения, разные по сложности, стройте детей в два круга. Например, внутри круга малыши бегут «как лисички», а во внешнем круге старшие дети прыгают с продвижением вперед на двух ногах «как зайчики».
• Подбирайте общеразвивающие упражнения, которые могут легко выполнить младшие дети.
• Регулируйте физическую нагрузку: увеличивайте ее для детей старшего дошкольного возраста и уменьшайте для младшего. Для этого устанавливайте количество и дозировку общеразвивающих упражнений в комплексе в соответствии с возрастом — младшие заканчивают выполнять упражнение, а старшие продолжают.
• Устанавливайте продолжительность утренней гимнастики, ориентируясь на старшую подгруппу.
Добиваемся оздоровительного эффекта утренней гимнастики
Рекомендации для педагогов
• Придерживайтесь структуры гимнастики, поскольку содержание и интенсивность каждой последующей части обусловлен предыдущей и зависит от работоспособности организма ребенка. Уровень нагрузки постепенно повышайте, достигая пика, и снижайте.
• Предлагайте общеразвивающие упражнения детям в правильной последовательности и чередуйте высокий и низкий уровень двигательной активности.
• Составляйте комплекс утренней гимнастики учитывая возрастные особенности детей, их интересы и потребности.
• Следите за дыханием: побуждайте детей не задерживать дыхание и дышать через нос; подсказывайте, когда целесообразно выполнять вдох и когда выдох.
• Сочетайте доброжелательное отношение к детям с адекватной требовательностью, объективно-оптимистическим анализом их достижений в двигательной сфере.
• Удовлетворяйте врожденную потребность детей в двигательной деятельности.
• Создавайте условия, чтобы удовлетворить стремление детей самоутвердиться в том, что получается лучше всего.
• Повышайте свое профессиональное мастерство на основе профессиональной рефлексии постоянно.
• Планирование утренней гимнастики
• Чтобы достичь эффективного влияния утренней гимнастики на организм ребенка, надо составить план-конспект, определить последовательность упражнений, продумать и правильно записать методические указания. Воспитатель должен при этом помнить о способах организации детей, дозировке и темпе упражнений, методах их проведения, характере показа, объяснений и указаний.
• Чтобы дать правильную оценку своих действий на утренней гимнастике, надо систематически вести наблюдение за качеством выполнения упражнений, за самочувствием детей, их поведением. Анализируя эти поведения, воспитатель отмечает положительные стороны, выявляет недостатки и делает соответствующие выводы, а зат