Елена Ярцева
Детский сад и семья
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание ребёнка не сводится к обучению ребёнка совокупности известных знаний и умений, а необходимо формирование эмоционального отношения к окружающему в соответствии с ценностями, идеалами, нормами»А. В. Запорожец
Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях влияния семьи и дошкольного учреждения. Диалог между детским садом и семьёй строится на основе демонстрации воспитателем достижений ребёнка, его положительных качеств, веры в его силы и способности. Кого из родителей не обрадуют положительные сдвиги в развитии ребёнка? И педагог, как, правило,в такой позитивной роли принимает как равноправный партнё р в воспитании: ему доверяют прислушиваются к его советам. Чтобы родители стали активными помощниками и единомышленниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада, постоянно держать в курсе всех событий.
Публикация «Детский сад и семья» размещена в разделах
Работа с семьёй является сложной задачей как в организационном, так и психологическом плане. Прежде всего необходимо установить особую форму общения, которую можно назвать»доверительным контактом».Развитие такого взаимодействия предполагает несколько этапов.
Первый этап- положительный образ родителям для ребёнка. Благодаря этому с самого начала между воспитателем и родителями складываются доброжелательные отношения с установкой на будущее сотрудничество. Оправданность данного этапа определяется тем, что в повседневном общении с детьми родители часто фиксируют своё внимание лишь на негативных проявлениях. К этому добавляются и тревожные ожидания в отношении поведения ребёнка в детском саду. Поэтому первый этап может быть обозначен как этап»перестановки акцентов» Взрослый становится для ребёнка главным источником новых знаний о предметах, о происходящих вокруг событиях. В своих ответах ему важно связать интересующие ребенка явления с тем, что он уже знает и понимает. Конечно, ответы должны быть правдивы, они не должны искажать действительность. Ребенку нужно серьезное, уважительное отношение к его вопросам, интересам и действиям.
Второй этап- родители дают знания, которые могут найти применение в семье. В работе с родителями используются как традиционные методы и формы, так и творческие, придуманные воспитателем или подсказанные жизнью. Перечисляем некоторые из них.
-Общение собрания с показом видеозаписей деятельности детей.
-Групповые выставки «Дары осени»,»Добрые руки мам»,»Ёлочные игрушки».
-Персональные выставки детских работ.
-«Мастерская добрых дел»
Нужно помнить, что дети больше всего любят учиться, даже больше, чем есть конфеты, но учение – это игра, которую нужно прекращать прежде, чем ребенок устанет от нее. Главное чтобы у ребенка было постоянное ощущение «голода» из-за недостатка знаний. Процесс развития личности между ребенком и взрослым.
Третий этап-ознакомление педагога с проблемами семьи в вопросах воспитания ребёнка. В этом диалоге взрослых активная роль принадлежит родителям. На основе достигнутого доверия в общении с воспитателем у родителей возникает потребность рассказать об индивидуальных проявлениях ребёнка, причём не только положительных, но и отрицательных. Важно подчеркнуть: «позиция воспитателя в диалоге не «судейская»,а партнёрская, без нравоучений и наставлений. Благодаря этому становится возможным переход к четвёртому, заключительному этапу, определяющему перспективы дальнейшего сотрудничества.
Если на первом этапе внешней целью является»перестановка акцентов»,а внутренней- установление доверительных отношений с родителями, на четвё ртом этапе внешняя и внутренняя цели совпадают: совместное исследование личности ребёнка на основе перестройки стереотипов общения с ним. Девиз данного этапа»Давай узнавать вместе»
Важнейшим результатом содержательного и эмоционального насыщенного общения воспитателя с семьёй должна стать готовность родителей осуществить коррекцию собственных установок, транслируемых ребёнку. Говоря о личности ребёнка, мы всегда подразумеваем его ведущие мотивы, подчиняющие себе другие. У ребёнка всегда есть что-то главное, ради чего можно пожертвовать всем остальным. И чем ярче ребёнок осознает, что для него главное, чем настойчивее стремится к этому, тем более его поведение является волевым. Мы говорим о волевых качествах личности в тех случаях, когда ребёнок не только знает, чего он хочет, но упорно и настойчиво сам добивается своей цели, когда его поведение не хаотично, а направлено на что-то.
Автор Е. Ярцева,Т. Самофалова.