МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Что такое функциональная грамотность?»

Надежда Таукачикене
Консультация для воспитателей «Что такое функциональная грамотность?»
▼ Скачать + Заказать документы

Что такое функциональная грамотность?

(консультация для воспитателей)

Современный, быстро меняющийся мир стал гораздо сложнее, чем был двадцать, а тем более тридцать лет назад. Эти сложности требуют особого подхода в педагогике: это связано с появлением новых технологий, новых профессий, сфер экономики и с социально-психологическими изменениями самого человека. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) работа педагога должна строиться таким образом, чтобы помочь детям с легкостью воспринимать окружающий их мир, научить адаптироваться в любых ситуациях, быть инициативным, способным творчески мыслить, находить нестандартные решения и идти к поставленной цели с желанием победить. В связи с этим уделяется большое внимание к уровню образованности человека и формированию функционально грамотной личности.

Публикация «Консультация для воспитателей „Что такое функциональная грамотность?“» размещена в разделах

Так что же такое функциональная грамотность?

Само понятие «функциональная грамотность» вошло в лексикон в 1957 году с подачи ЮНЕСКО. Сначала функциональная грамотность понималась как ликвидация безграмотности, но сейчас мы воспринимаем ее в более широком контексте – рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Функционально грамотный человек – это непросто тот, кто научился читать и писать, а тот, кто способен применять свои знания на практике и усовершенствовать их, самостоятельно обучаться, развиваться и тем самым помогать развитию современного общества.

Функциональная грамотность связана с готовностью:

1. добывать знания;

2. применять знания и умения;

3. оценивать знания и умения;

4. осуществлять саморазвитие.

Начинать формировать функциональную грамотность необходимо уже с дошкольного возраста, т. к. функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию ребенка во всех видах его деятельности, потребностью активной личности дошкольника, для формирования высокого уровня общения и социальных отношений. Задача педагога – научить ребенка адаптироваться к условиям современного мира. Развитие предпосылок функциональной грамотности способствует не только реализации преемственности дошкольной и школьной ступени, но и закладывает основу для успешного обучения воспитанников детского сада в школе. Функциональная грамотность, как средство раскрытия учебных навыков и возможностей должна быть знакома детям уже в 6-7лет. Именно в этом возрасте создается базовая основа чтения, письма, математики и это является той благодатной почвой, которая в последствии помогает будущему школьнику приобретать знания и учиться для себя, быть самостоятельным, адаптироваться к окружающей среде (изменяющимся условиям) и функционировать в ней, применяя уже имеющиеся знания (умения, навыки) в конкретных ситуациях для решения разнообразных жизненных задач ( для дошкольного возраста примером могут быть: функциональная готовность к школе, сформированность предпосылок универсальных учебных действий).

Функциональная грамотность характеризуется следующими показателями:

• готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для совершенствования;

• возможность решать различные, в том числе нестандартные учебные и жизненные задачи, обладать сформированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности;

• способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими требованиями социума, правилами партнерства и сотрудничества;

• совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и дальнейшему развитию, умением прогнозировать свое будущее.

Дошкольное образование как базис формирования функциональной грамотности ребенка в условиях реализации ФГОС ДО, который направлен на:

• формирование финансовой и математической грамотности детей дошкольного возраста;

• формирование речевой активности дошкольников;

• формирование естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности у дошкольников;

• формирование социально-коммуникативной грамотности на уровне дошкольного образования.

Международные образовательные стандарты нацелены на три основные ключевые грамотности :

- читательская грамотность;

- математическая грамотность;

- естественнонаучная грамотность.

Из которых формируются глобальные компетентности.

Читательская грамотность : способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей; расширять свои знания и возможности; участвовать в социальной жизни.

В условиях ДОУ мы используем:

• Словесные игры

• Художественное слово

• Упражнения на развитие речевой активности

• Рассказы с картинки

Ежедневное чтение : сказок, стихов, рассказов, былин

• Малые фольклорные формы (частушки,мирилки, считалки,

• прибаутки и т. д.)

• Знакомим с фольклорными, авторской литературой, разными

жанрами, беседы и обсуждения иллюстраций к произведениям

Естественнонаучная грамотность способность человека использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы и делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.

В условия ДОУ мы используем:

• Оформление предметно – развивающей среды в группе:

• Мини –лаборатории «Экспериментирование с живой и

• неживой природой» (природные, бросовые и другие материалы);

• Игры – эксперименты;

• Картотека опытов и дидактических игр;

• Приборы помощники (весы, магниты, лупы, песочные часы, глобус

• и т. д.)

• Наблюдения и беседы;

• Участие в социально-образовательном проектах.

• Экологическая тропа в ДО.

Математическая грамотность способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину. Из этих составляющих функциональной грамотности вытекают глобальные компетенции. Так что такое глобальные компетенции? Это способность действовать индивидуально в зависимости от различных ситуаций, которые могут быть связаны и с математической грамотностью, и с читательской, естественнонаучной грамотностью и умением работать, конечно же, в команде. Выделяют следующие компетенции, определяющие функциональную грамотность : система 4К (базовые навыки и умения).

В условиях ДОУ мы используем:

• STEAM- технологии;

• Социальный проект «Математика в мире профессий»

• Дидактические и строительные игры

• Проблемные ситуации

• Логические задачи

• Графические диктанты

Конструирование и моделирование

• Знакомим детей с геометрическими фигурами, составом числа,

количественным и порядковым счетом, пространственными

направлениями, временными отрезками, величиной и т. д.

• Сюжетно-ролевые игры («Удачная покупка», «Туристическое агенство» и т. д.)

Коммуникативность: навыки общения, умение выражать и отстаивать свою точку зрения, вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству, осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды – наши собственные и других людей.

Креативность: способность к творчеству, нестандартно, неформально мыслить и действовать, любопытство, инновации, самовыражение. Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения. Критическое мышление: решение проблем, рассуждение, анализ, интерпретация, обобщение информации, способность критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия; Координация (кооперация) : лидерство, работа в команде, сотрудничество; Актуальность данной проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать образовательную деятельность с современным ребёнком.

Для достижения детьми максимальных результатов необходимы:

- высокий уровень теоретической и практической подготовки воспитателя;

- организация и совершенствование предметно - развивающей среды;

- грамотный, продуманный подход к организации всех режимных моментов с уместным использованием развивающих методик проблемного обучения и учетом индивидуального подхода к ребенку.

Самые прочные знания, это те, которые добыты самостоятельным трудом.

«Обучение в сотрудничестве» дает положительные результаты, это интерактивный метод.

Умение применять знания в жизни, это самое главное, чему мы должны учить детей

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня; Они будут открывать это новое сами. Моя задача - помочь им раскрыться и развить собственные идеи»

Иоганн Генрих Песталоцци

Публикации по теме:

Консультация «Что такое пластилинография?»Консультация «Что такое пластилинография?» Пластилинография - это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе,.

Консультация для педагогов «Что такое финансовая грамотность?»Консультация для педагогов «Что такое финансовая грамотность?» Финансовая грамотность - это совокупность знаний, умений и установок, необходимых для принятия обоснованных финансовых решений. Она включает.

Консультация для родителей «Что такое сенсорика» Многие родители не знают, что такое сенсорика? И почему необходимо ее развивать? В раннем возрасте ребенок начинает познавать окружающий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Что такое функциональная грамотность?»
Опубликовано: 26 марта 2025 в 15:59
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Что такое функциональная грамотность?»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Таукачикене (УИ 212894) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
02 апреля 2025 среда
03 апреля 2025 четверг
День морских и речных животных!

Купить готовые материалы по экологии: конспекты, проекты, беседы, картинки дидактических игр и наглядный материал для проведения занятий по экологии.
Изучаем луну!
Что мы знаем о телефоне?



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД