Анна Александровна Калёнова
Консультация для учителей «Как сделать урок продуктивным»
▼ Скачать + Заказать документы
«Хороший учитель, как и хороший артист эстрады,
для начала должен завладеть вниманием своей аудитории.
После этого он может начинать урок». Хенрик Джон Кларк
Работа на уроке не будет максимальной, если он не подкреплен хорошо преподнесенным учебным материалом. Урок необходимо строить таким образом, чтобы он притягивал всех учеников магнетической или волшебной силой. Способность заинтересовать требует правильного преподнесения материала, планирования и подготовки.
Публикация «Консультация для учителей „Как сделать урок продуктивным“» размещена в разделах
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2021
Подготовить урок – цель с множеством решений, так как способов подачи материала множество. Для начала необходимо заинтересовать детей, овладеть их вниманием и в течение урока это внимание постараться удержать.
Самый главный помощник учителя – это приём, который является составной частью метода, ведущий к достижению частных задач.
Предлагаю рассмотреть приёмы, которые помогают удержать внимание детей, а их участие на уроке было максимальным.
1.«Таинственный мешок» или «Черный ящик».
У каждого человека есть интерес к тому, что он не может увидеть. По такому принципу работают подарки в день рождения или на Новый год. Что же в подарках привлекает к ним внимание и делает их интригующим? Это то, что они завернуты! Мы не видим, что лежит внутри, но хотим это увидеть! Первое, что нужно делать с подарком, это взять его в руки, чтобы узнать, насколько он тяжелый. Можем его потрясти. Если бы нам предложили подарки без упаковки, получать их стало бы совсем неинтересно.
Учитель может применять на уроке данный универсальный принцип привлечения внимания. Если ученики зайдут в класс и увидят там закрытый пакет, они зададут массу вопросов. Что же может лежать в черном ящике? Все зависит от темы урока и от творческого подхода учителя к нему. Например, при изучении темы «Корень слова» можно положить в «Черный ящик» корень какого-либо растения, либо фрукт или овощ, потому что их бы не было, если не этот корень. При изучении нанайской сказки «Айога» - игрушечного гуся или пластилин, чтобы в конце урока слепить из него гуся. При изучении темы «Уравнение»- игрушечный шпионский набор, который так любят дети.
2. Приём «Миссия невыполнима».
-Как можно задействовать шифры, разгадать которые можно только с помощью изучения соответствующей темы?
-Как провести такой урок, чтобы ученики попытались раскрыть какую-нибудь тайну?
Например, при изучении темы «Сложение с переходом через десяток», в начале урока дать тайный шифр, который будет разгадан в процессе изучения материала.
3. Приём «Актуальность».
-Какие настоящие события связаны с предложенным уроком?
-Было ли что-нибудь интересное в школе или в новостях, что можно использовать для привлечения интереса учеников?
Связь учебного материала с тем, что происходит сегодня, не только повышает уровень участия и заинтересованности учеников, но и помогает им больше узнавать о глобальных проблемах, учитель даёт им возможность научиться критическому мышлению.
4. Приём «Реквизит».
-Что можно принести такого, что ученики могли бы подержать в руках и передать по рядам?
-Какой объект можно принести на урок, чтобы задействовать его в преподавании материала?
-Какое изображение можно показать?
5. Приём «Удивительное рядом».
-Есть ли какой-нибудь магический эффект, который сможет помочь донести новый материал?
-О каком удивительном явлении можно рассказать в рамках этого урок?
6. Приём «Моцарт».
-Как можно использовать музыку в преподавании этого материала?
-Как можно использовать музыку для того, чтобы завершить свой урок в позитивном ключе и оставить учеников в хорошем настроении?
-Что стоит слушать, пока ученики работают по одному или в группах?
-Тексты каких песен можно привязать к этому уроку?
Музыка способна невероятно менять состояние и настроение. Мало, что еще может так сильно трогать душу. Правильный выбор музыки способен придать происходящему серьезный и медитативный тон или же создать шумную и разнузданную атмосферу.
7. Приём «Умелые руки».
-Как можно использовать ручной труд на уроке?
-Возможно ли такое, чтобы ученик, владеющий определенными навыками, сам смастерил что-нибудь, созвучное учебному материалу и одновременно позволившее ему проявить себя как умельца?
-Что смогут смастерить ученики, что было бы связано с учебным материалом?
Например, на уроке литературного чтения при изучении научного рассказа «Воздушный богатырь», можно смастерить свой летательный аппарат.
8. Приём «Польза в жизни».
-Как можно показать своим ученикам, что материал будет полезен для них в будущем?
-Как смогут они применить его в жизни?
9. Приём «Конкурс».
-Как включить в классную работу конкурс для того, чтобы оживить урок и мотивировать учеников?
-Какое конкурсное задание для класса можно предложить, чтобы использовать стремление учеников к первенству?
-Какую игру с повторением пройденного материала можно придумать, чтобы поднять настроение класса?
10. Приём «Любовь к технике».
-Каким образом можно рассчитывать на техническую подкованность учеников?
-Как можно воспользоваться тем, что ученики в рюкзаках и карманах носят электронные устройства?
-Как можно использовать то, что большинство современных мобильных телефонов оснащены видео- и фотокамерой, а также доступом в Интернет?
Технологическая революция заканчиваться не собирается. Ученики привыкли к возможности связываться друг с другом и иметь доступ к информации в любое время. Учитель может либо бороться с этой необузданной силой, либо использовать её.
11. Приём «Мнемонический крючок».
-Можно ли обратить внимание учеников на какой-нибудь шаблон, который поможет запомнить важную информацию?
-Существуют ли какие-то важные части материала, которые ученики должны знать назубок?
-Могут ли ученики придумать мнемоническое правило?
-Как можно использовать мнемонику при подаче этого материала, чтобы помочь ученикам удержать его в памяти?
12. Приём «Обратное направление».
- Можно ли рассказать ученикам конец истории, а затем позволить им догадаться, что было в середине и в начале?
- Можно ли показать им какой-то конечный продукт, после чего они захотят узнать, как он был сделан, и освоить соответствующие навыки?
Каждый учитель на определенном этапе своей карьеры решает, что важнее – учить сдавать всевозможные тесты, или учить, развивать и воспитывать детей. Не стоит делать основной акцент на подготовке к контрольным работам и терять возможность для обучения. Педагог должен быть увлечен своим предметом, находить подход, вдохновлять, воспитывать, направлять. Каждый учитель обязан каждый день вдохновлять сложную аудиторию-детей. Напоследок хочется привести слова великого Микеланджело: «Если бы люди знали, как тяжело я трудился, постигая секреты своего ремесла, они бы вовсе не удивлялись моему мастерству».
Таким образом, учителя начальных классов - люди, которые должны находить ключик к каждому маленькому сердцу, чтобы он полюбил школу, научился не только считать, читать, писать, но и научился быть успешным, ответственным, целеустремленным и счастливым человеком, умеющим радоваться каждому новому дню, умеющему находить чудо в неприметном и обычном!