нина горбунова
Консультация для родителей «Зеленый мир на окне»
▼ Скачать + Заказать документы
«Зеленый мир на окне».
Зеленое царство горшечных растений, расположенное чаще всего на окне, начинает вызывать к себе интерес ребенка, если взрослые члены семьи постепенно вовлекут его в наблюдения за таинственным миром комнатной флоры.
Задача взрослых показать своеобразие и тайну их жизни, их красоту, ради которой они и содержат в доме.
Публикация «Консультация для родителей „Зеленый мир на окне“» размещена в разделах
Приучая дошкольника к регулярным наблюдениям, взрослые показывают его окраску и рисунок на листьях декоративных растений, изящные линии ниспадающих стеблей у амельных и замысловатые изгибы и разветвления у прямостоящих их видов. Даже часто зеленый цвет и тот бывает неодинаков у разных растений.
Особенно чудесное зрелище представляет собой цветущее растение: несколько крупных или множество мелких, рассыпанных по всему кустику цветов обычно имеют яркую окраску разных и чистых тонов. Надо научить ребенка с малых лет не только замечать, но и чувствовать, переживать красоту цветущих растений.
Умение рассматривать растение, видеть его своеобразие и красоту, замечать различные его признаки и состояния – это задача не только эстетического, но и умственного и нравственного воспитания ребенка.
Наблюдая за растениями, ребенок учится распознавать совершенно иную, чем человеческая, форму жизни, начинает видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь состояние которого целиком зависит от того, полили его или нет, много или мало, холодной водой или комнатной, чистой водой или с добавлением удобрений. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, как жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы.
Научившись понимать состояние растений, ребенок будет им «сочувствовать» и помогать. Нельзя, чтобы остался без внимания маленьких детей период цветения. Цветущее растение, особенно в холодное время года, как нельзя лучше украшает жилище, радует взор, создает хорошее настроение. Надо научить ребенка замечать эту красоту. Нельзя ограничиться только показом появившихся цветов, надо еще приобщить ребенка к наблюдению за ними в течение всего периода их цветения.
Чтобы ребенок научился смотреть и любоваться, покажите, как выглядит цветущее растение вблизи и издали, среди других цветов и одиночно – на полке, тумбе или другом месте, где оно хорошо просматривается.
Общий интерес взрослых к красивому явлению на окне укрепит в ребенке любознательность и наблюдательность.
Дошкольник полюбит растения, если услышит от старших рассказы об их происхождении. Рассматривая зеленых обитателей окна, особенно их стебли, листья ребенок сам попытается определить, откуда родом эти растения.
Детям интересно знакомится и с названиями растений.
Наблюдения за комнатными растениями и их периодическое рассматривание необходимо сочетать с практической деятельностью ребенка. Одним из видов ее может быть рисование, а также участие в непосредственном уходе за растениями.
Путь здесь такой: от действий, производимых совместно со взрослыми, и действиями самостоятельными; от примитивных ко все более усложняющимся трудовым операциям; от разовых жизодических поручений к систематическим и целенаправленным делам, требующим регулярного, а не случайного участия, понимания смысла и своевременности своих действий.
Чтобы труд был в радость и поручения охотно исполнялись, взрослые, окружающие ребенка, должны вести себя гибко, неназойливо, разнообразно. Следует помнить, что трудовая деятельность для дошкольника еще не основная. Взрослые лишь приобщают его к посильному соучастию в семейном труде.
Уход за растениями чрезвычайно важен и имеет гуманистический смысл: от него зависит жизнь и состояние живых существ. Поручениям, которые получает старший дошкольник, готовящийся к поступлению в школу, можно придать характер регулярного исполнения: (поливать, мыть под душем, протирать листья мокрой тряпочкой, очищать от пыли листья кисточкой, рыхлить землю палочкой, опрыскивать растения из пульверизатора).
Очень занимательным делом для дошкольника является выращивание растений.
Дошкольник, прошедший домашнюю школу «зеленого» воспитания сможет самостоятельно увидеть прелесть букета в вазе, красоту клумбы, газона, очарование пейзажа. Он сумеет вырастить в подарок комнатное растение. В лесу, на лугу, в парке он проявит наблюдательность, пытливость ума. Это и понятно, ведь он уже умеет первые и серьезные знания о таинственной жизни зеленых друзей, умеет их беречь и радоваться им.