Светлана Садреева
Консультация для родителей «Замысел в рисунках детей».
▼ Скачать + Заказать документы
В истоках любого дела лежит тот образ, который возникает еще до того, как вы приступили к делу. Он называется замыслом.
Замысел чем- то напоминает зерно. В нем так же, как и в зерне, заложена общая характеристика того злака, который может из него вырасти, а главное, какие условия необходимы, чтобы зерна выросли полновесными, а не чахлыми. Из слабого семени не получишь хорошего урожая, но и сильное зерно при плохих условиях роста может оказаться бесплодным. В замысле картины заложена ее общая идея, план работы над ней, целостное представление о том, как будет выглядеть картина. Замысел всегда предвосхищает, опережает действия человека и результаты его деятельности.
Публикация «Консультация для родителей „Замысел в рисунках детей“,» размещена в разделах
Часто приходится слышать от взрослого человека, что у него постоянно возникают разнообразные замыслы, а рисовать его в детстве не научили, поэтому и пропадает в нем великий художник. Прав ли этот человек? Считается, что художника учат точному изображению предметов, явлений. В этом случае творчество художника сводится к следующему: придумал художник замысел картины, рассказал, что он хочет изобразить и осталось только точно изобразить все, что было в рассказе. Это он делает легко, потому что правильно рисовать его научили. Такое понимание взаимоотношения замысла с процессом работы переносится и на детский рисунок. Однако даже у ребенка эта зависимость намного сложнее.
Малышу 3-4 лет очень трудно рассказать что- то определенное о своем будущем рисунке до того, как он начал рисовать. Трудно не потому, что не хватает слов, а потому, что он и сам еще не знает, что он будет рисовать. Просто ему очень хочется рисовать, и он называет тот предмет, например «домик», который рисовал вчера. Не удивляйтесь, если вместо домика появится «кораблик». Взяв в руки карандаш, ребенок оказался во власти впечатлений сегодняшней прогулки во дворе. Во дворе ребята пускали кораблики, а как рисовать кораблик - он видел, наблюдая за старшим братом. Замысла, как намерения изобразить что-то определенное, у детей этого возраста еще нет -его заменяет сильное желание порисовать. Зато рассказ ребенка по законченному рисунку намного богаче. В ответ вы услышите более или менее связный рассказ, который непременно будет очень эмоциональным. Замысел у маленького ребенка оказывается в конце, а не в начале, не как план, а как итог рисования. Но именно эта особенность позволяет родителям влиять на развитие ребенка. Поэтому чаще и внимательнее выслушивайте такие рассказы, не спешите ребенка критиковать за то, что он неправильно рисует, не придирайтесь к некоторым несуразностям, не требуйте от него, чтобы все, выраженное словами, мимикой, жестами было показано на рисунке. Толку от подобных претензий не будет, а вред возможен. Для начала внимательно выслушайте ребенка и постарайтесь его понять. Если все это будет, ваш малыш сделает первый шаг на пути к формированию способности строить замысел своего рисунка.
Пройдет время, и он до начала рисования станет лаконично называть, что он хочет нарисовать и изобразит именно это, а не что-то совсем другое. Появилось что-то похожее на простенький план. Это еще не замысел, но уже некоторая определенность в том, что появится на бумаге и в какой последовательности. Многое из того, что было в рассказе по законченному рисунку, теперь будет шепотом или вслух произноситься в ходе рисования.
Пока не замысел руководит процессом рисования, а, наоборот, то, что появляется на бумаге, ведет ребенка к содержанию рисунка. До начала рисования ребенок уже представляет сюжет своего рисунка в общих чертах. В процессе изображения замысел дополняется, кое в чем изменяется, но до окончания работы и даже в рассказе по законченному рисунку в основном остается неизменным.
Значительная перестройка в способности детей сочинять замысел происходит в последний год дошкольного детства.