Татьяна Мошкина
Консультация для родителей «Юные конструкторы»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей «Юные конструкторы»
«Игры ребенка с игрушками-материалами, из которых он конструирует, «ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру». А. С. Макаренко
Название конструктивной деятельности происходит от латинского слова constru ere, что означает создание модели, построение, приведение в определённый порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов.
Темочки:
Конструирование является практической деятельностью, направленной на получение определённого, заранее задуманного результата. Оно тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей.
Под детским конструированием принято понимать создание ребенком конструкций, моделей из различных материалов, которые и определяют вид конструирования : конструирование из строительного материала; конструирование деталей конструкторов; конструирование из бумаги, картона; конструирование из природного и бросового материала; конструирование из крупногабаритных модулей.
Конструктивная деятельность, несомненно, важна в развитии психических процессов и умственных способностей ребенка. В процессе конструирования ребенок легко усваивает многие знания, умения и навыки.
1. Во-первых, развиваются пространственное мышление и конструктивные способности ребенка. Ребё нок на практике не только познает такие понятия как: право, лево, выше, ниже, но и начинает понимать, как надо создать тот или иной объект.
2. Конструирование также способствует развитию образного мышления: ведь ребенок, создавая конструкцию, должен ориентироваться на некоторый образ того, что получится.
3. Поскольку конструкторская деятельность предполагает анализ постройки, описание пространственного расположения отдельных деталей, планирование своих действий, и отчета о проделанных действиях - развивается также и речь ребенка, расширяется его словарный запас.
4. Работая с конструктором, ребёнок развивает мелкую моторику, глазомер. Все это крайне важно для дальнейшего развития мышления.
5. К тому же данный вид деятельности формирует такие качества как усидчивость, внимательность, самостоятельность, организованность (умение планировать свою деятельность, и доводить начатое дело до конца).
6. А самое главное конструирование предоставляет большие возможности для фантазии, воображения и позволяет ребенку чувствовать себя творцом.
Типы конструирования. Выделяют два типа конструирования : Техническое конструирование (из строительного материала; из деталей конструкторов; из крупногабаритных модульных блоков). Художественное конструирование (из бумаги; из природного материала). Конструирование из бросового материала относится и к техническому и к художественному типу конструирования. Бросовый материал - это все то, что можно было без жалости выкинуть, а можно и использовать, дав волю безграничной детской фантазии. О. Шлосс
Различают три основных вида конструирования : по образцу, по условиям и по замыслу.
1. Конструирование по образцу - когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема дома).
2. При конструировании по условиям образца нет - задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки - большим).
3. Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-
либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит
его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип
конструирования лучше остальных развивает творческие способности
ребёнка.
Но главное - конструирование позволяет ребенку из любых подручных
средств творить свой собственный неповторимый мир. Дети очень любят
создавать игровое пространство из того, что есть под рукой: мебели,
диванных подушек, бумаги, а также разнообразного природного материала
(веточек, камешков, шишек и т. п.). Широкие возможности предоставляют
простые картонные коробки: из них можно сделать домик и для кукол, и для
самого малыша.
Для этой важной и чрезвычайно полезной детской деятельности существуют
и специальные игрушки - конструкторы.
1. Конструктор для юных архитекторов.
К 3 годам конструирование приобретает для ребенка новый смысл. В этом
возрасте оно тесно связывается с сюжетными играми. Интересная постройка
может давать толчок к новой игре или менять ее направление. В свою
очередь в игре для каждой куклы или собачки нужен свой домик, кроватка,
стол. Горки для катания шариков, домики и мебель для кукол, гаражи, мосты
и целые города - все это можно построить из разнообразных строительных
наборов.
Поскольку детали не скрепляются друг с другом, то постройки можно легко
изменять. Например, кукла "подросла", и ей нужен домик побольше; по
мосту ездит очень много машин; река "разлилась", и мост необходимо
переделать и т. п. Кроме того, отдельные детали таких наборов могут быть
предметами - заместителями, обозначающими в игре реальные предметы
(утюг, расческу, машинку и т. п.) и даже каких-либо персонажей.
В продаже есть напольные строительные наборы с довольно крупными и
тяжелыми деталями. Хотя они в большей степени предназначены для детских
садов, их можно использовать и в домашних условиях. Однако из-за тяжести
деталей играть с ними ребенок сможет только лет с 5-6.
Сейчас снова появились строительные наборы для построек из "бревен". Из
них получаются очень привлекательные дома и даже деревни в русском
стиле. Детали скрепляются между собой, как в настоящем строительстве
срубов, по принципу вкладывания: вырезанные в "бревнах" пазы вставляются
друг в друга.
2."Волшебные" кирпичики
В последнее время появляется все больше тематических наборов для
конструирования. Они включают как детали для конструирования, так и
фигурки животных, человечков или растений. Такие наборы дают
возможность моделировать ту или иную среду: зоопарк, теремок, фермерское
хозяйство, замок. Часто такие игрушки имеют очень ограниченные
возможности непосредственно для конструирования, однако они открывают
богатые возможности для игры. Персонажи - куколки и животные
небольших, удобных для ребенка размеров, позволяют разыгрывать
разнообразные сюжеты: сказочные, бытовые, виденные на улице и дома или
самостоятельно придуманные.
3. Блочные конструкторы из пластмассы.
Самый известный такой конструктор – «Lego».
Современные конструкторы «Lego» обладают большим разнообразием: есть
варианты и для самых маленьких, и для младших школьников. Для каждого
возраста разработаны удобные по размеру детали (крупные - для малышей,
более мелкие - для детей постарше). Возможна постройка домов и
конструирование различной техники. В наборах обычно есть
дополнительные детали в виде окон, колес и т. п. Сделанная из такого
конструктора машинка будет легко катиться по столу или полу, а
построенный дом не развалится.
Блочные конструкторы также могут быть тематическими и содержать
фигурки людей и животных. Малыш может играть, а из деталей
конструктора по необходимости создавать новое пространство для
игры. Характерной особенностью таких конструкторов является
совместимость деталей с любыми аналогичными наборами данной фирмы.
Это позволяет значительно расширить игровые и строительные возможности
конструктора.
К концу дошкольного возраста конструирование становится самостоятельной
деятельностью и интересно ребенку уже само по себе, как возможность
создания чего-либо.
Начиная с 6-7 лет можно предложить ребенку более сложные по способу
крепления и более абстрактные конструкторы, например с болтовым
соединением. Наиболее известными среди них являются металлические
конструкторы. Их детали представляют собой пластинки различной формы с
дырочками и болты с гайками для скрепления пластинок между собой. Они
позволяют собирать в основном различную технику: подъемные краны,
вертолеты и т. п., а также дают возможность познакомить ребенка с
настоящими инструментами (отвертка, гаечный ключ) и их использованием.
Сейчас есть и пластмассовые варианты конструкторов с болтовым
соединением, предназначенные для детей от 3 лет. Пластмассовые детали в
них крупнее, а отверстие под отвертку в болте больше, чем в металлических.
Однако пластмассовая резьба довольно быстро стачивается.
Не так давно в наших магазинах появились магнитные конструкторы, из
которых можно создавать необычные по форме и свойствам поделки. Они
состоят из намагниченных деталей (разной формы палочек или пластинок) и
металлических шариков.
Конструируя, ребенок сможет "потрогать руками" магниты и увидеть
их свойства. Использование магнитных свойств позволяет создавать
оригинальные постройки: разнообразные архитектурные строения,
конструкции с вращающимися частями, технику, модели животных и многое
другое.
Задача родителей - сделать купленный конструктор интересным и
привлекательным для ребенка: поиграйте вместе с ним, придумайте
оригинальное задание. С другой стороны, не следует все время показывать и
объяснять, как и что надо сделать: дайте возможность малышу самому
поэкспериментировать с материалом и что-нибудь придумать.
Как и во всех видах продуктивной деятельности, в конструировании
есть опасность «застревай» на шаблонах и образцах. Поэтому необходимо
вовремя подтолкнуть ребенка к поиску новых форм и идей, помочь включить
конструирование в игру. И тогда ваш малыш сможет выразить себя и создать
свой собственный уникальный мир.