Татьяна Петрова
Консультация для родителей «Эвенкийские сказки»
Консультация для родителей и педагогов.
«Эвенкийские сказки».
«В каждой детской сказке живет еще одна, которую в полной мере может понять лишь взрослый» М. М. Пришвин
Нет счастья вне родины, каждый пускает корни в родную землю.
Тургенев И. С.
Публикация «Консультация для родителей „Эвенкийские сказки“» размещена в разделах
Мир чудес и волшебства – сказка! Через сказку ребёнок входит в жизнь, где ребёнок учится доброму отношению к людям. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес. В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Большинство наших детей воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. К сожалению, на сегодняшний день у большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей
Именно сказки являются прекрасным материалом для обучения детей младшего и старшего дошкольного возраста развитию речи. Из сказок дети берут много различных знаний: первые представления об окружающем мире, о взаимосвязи человека и природы, сказки позволяют увидеть добро и зло. Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи. Все это позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу.
Эвенки — сибирский малочисленный коренной народ. Основное занятие эвенков — охота на лося, оленя, кабаргу, косулю, медведя. Позднее распространение получила товарная пушная охота. Эвенки охотились с осени по весну, небольшими группами. По тайге они передвигались на лыжах-голицах или подбитых камусом, оленеводы - верхом на оленях. Оленеводство для эвенок имело транспортное значение, животных использовали при езде верхом, нагружали вьюки, доили. Преобладали небольшие оленьи стада, выпас - вольный.
В древности эвенки представляли созвездие Большой Медведицы огромным небесным лосем. А Млечный Путь – снежным следом от лыж охотника.
Настоящие охотники Эвенкии делают лыжи из дерева, а снизу подбивают мехом. На таких лыжах любого зверя можно обогнать.
После окончания зимнего сезона несколько семей соединялись и перекочёвывали в другие, удобные для отёла места, где совместный выпас продолжался целое лето. Зимой олени обычно паслись у жилых стойбищ. Перекочёвки шли по новым местам в зависимости от сезона - зимой по рекам, летом по водоразделам, постоянные тропы вели к торговым пунктам. Рыболовство имело для эвенок подсобное значение, а в Прибайкалье или в озёрных районах – товарное. На Байкале эвенки промышляли нерпу.
Была развита обработка шкур и бересты; до прихода русских уже было известно кузнечное дело. Современные эвенки сохраняют традиции охоты и оленеводства. Основу традиционной пищи составляет мясо и рыба. Летом эвенки употребляли оленье молоко, дикий чеснок и лук, ягоды. У русских они заимствовали печеный хлеб. Основной напиток — чай, его иногда пьют с оленьим молоком или солью. В 1986 году в Красноярске выходит сборник собранных эвенкийских народных сказок, преданий, загадок, примет, наставлений: «Человек сильнее всех» («Илэ упкаттук энгэситмэр»). Они были записаны на эвенкийском языке Николаем Константиновичем Оёгиром и опубликованы в пересказе Виктора Ермакова на русском языке. В 2016 году издательством «Сибирские промыслы» было издано переиздание этой замечательной книги.
Материалы по фольклору эвенков, собранные как в дореволюционное время, так и за советский период, позволяют произвести классификацию эвенкийских сказок-нимнгакан (нимнгакавун, нимнгакачивун, включающая, в свою очередь, следующие виды сказок :
1) сказки о животных;
2)волшебные сказки;
3) бытовые сказки;
4) детские сказки.
Эвенкийский фольклор.
Эвенки не имели своей письменности, поэтому духовная жизнь их удовлетворялась из устной передачи преданий, сказок, загадок, умной шутки, веселого анекдота или тут же на ходу сочиненной песней. Нередко все сменялось веселыми играми и хороводным танцем, который длился по два-три вечера подряд. В летние дни во время отдыха и в длинные зимние вечера эвенки любили вспомнить о прошлом, о своих героях-воинах, посмеяться над тупостью и жадностью своих бывших эксплуататоров-купцов и богачей. Народная фантазия приписывала животным образ жизни людей и наделяла человеческими качествами и характерами. Благодаря этому сказки ярко отражают жизненную обстановку и мораль охотников тайги. Таким образом, фольклор эвенков тесно связан с их историей, социальной и материальной культурой По названиям сказок народов вроде бы схожи, и с ходу можно сказать, что эти сказки о животных, но если прочитать и вникнуть в суть текста, то можно найти различия.
Сказки эвенков – это увлекательное чтение для тех, кто умеет думать и понимать смысл образов, чувствовать слово. Эти сказки основаны на мифах, потому что в них рассказывается об устройстве жизни на земле. Наиболее популярных в народе сказителей эвенки называют «нимнгакалан» (мастер сказки сказывать) и «давлалан» (мастер песни петь).В мифология эвенков сохранилось достаточно резкое разделение на своих и чужих - по роду занятий, языку, внешнему виду, т. д. и поэтому в данном фольклоре представлено несколько типов культурных героев. К ним относятся: животные, прежде всего медведь и лиса, передавшие человеку навыки оленеводства и охоты; шаманы, научившие пользоваться огнем и указавшие лучшие пути для кочевий и места расселения; - герои-охотники, богатыри, научившие бороться с врагами; мать-прародительница или девушка, наделяющая героев магическим знанием и открывающая тайны природы.
Эвенкийские сказки обычно начинались с вопроса познавательного характера: «Почему гагара по земле ходит», «Почему у кукушки на голове завитые перья» и т. д. Главная тема сказок — борьба со злом. За героем-богатырем в эвенкийских сказках всегда стоит его род. Встретив в лесу всего лишь нескольких своих, герой готов выступить против целого народа, похитившего его сестер ("О людях в рыжих одеждах и храбром юноше"). Часто ему помогает шаман - камланием или советом, например, как в рассматриваемом сказании, посоветовав выпить кровь из сердца кабарги. Эта магическая процедура позволяет стать храбрым, и, видимо, ловким. Кабаргу нужно поймать и убить без стрелы. В эвенкийском фольклоре образы врагов представлены многогранно. Это и враждебное окружение инородцев, и завоеватели-разбойники, среди которых наиболее часто называются чангиты и Нурговуль.
Образы эвенкийских сказок
Эвенки рассказывали о самых распространенных на Севере представителях мира природы (птицах, животных, рыбах, о силах природы (огне, воде, земле, воздухе, об охотниках и оленях, о власти богатых и несчастьях бедных.
Ведущим персонажем в сказках о животных у эвенков является лиса. Здесь проявляются ее качества. В сказке «Лиса и старичок» она показана обманщицей, обидела старика, съев его оленей, хотя должна была пасти их, а в сказках «Хитрая лиса», «Лисица и росомаха», «Лиса и рысь», «Лиса и медведь» и др. она обхитрила многих зверей и людей, показав себя намного умнее и изворотливее других животных.
Все герои эвенкийских сказок имеют яркую оценочную окраску. Народная фантазия создала впечатляющие образы: огненный Соболь, огонь Дегэ, большой Мороз и другие. Народная фантазия приписывала животным образ жизни людей и наделяла человеческими качествами и характерами. Благодаря этому эвенкийские сказки отражают жизненную обстановку, красоту и мораль охотников тайги. Для таких сказок характерны конкретность и выразительность. Именно поэтому эвенкийские сказки поучительны.
Особо интересны сказки про «Монгун». Заглавный герой олицетворяет характер настоящего эвенка, обладающего такими чертами характера, как сила, храбрость, ловкость, справедливость, отзывчивость, уважительное отношение к себе, близким, родным и народу в целом.
Монгун – золотой сын - счастье, обещанное мужу-богачу старшей любимой женой. Его рождение сопровождается рядом ритуальных действий: построение для матери отдельного чума (образ чума олицетворяет начало творения и утверждения космического порядка, заворачивание новорожденного в шкуру (по эвенкийским обычаям родившегося ребенка обтирали мягкой шкуркой и заворачивали в одеяльце, подмена ребенка щенком (чтобы ребенок рос здоровым, в новую колыбель клали сначала щенка, ребенка при этом не называли по имени).
Далее младенец-Монгун проходит ряд испытаний-инициаций: попадает в озеро – замкнутое сакральное пространство, в котором происходит формирование его личности, взросление и приобщение к родовому опыту. Здесь особый интерес представляет образ тайменя. Таймень в шаманской мифологии считается одним из носителей шаманской души в водной стихии, этот образ воздействует на общественную жизнь человека, позволяет формировать представления и взгляды людей на природу. В сказке таймень выполняет функцию героя-помощника.
Только достигнув определенного возраста, Монгун встречается с матерью. Он уже становится полноправным членом племени, о чем свидетельствует умение использовать охотничьи принадлежности. Герой должен проверить свои силы и, «когда он вырос до спины оленя», отправляется «правду искать, злу мстить».
Долгий путь приводит юношу в чум отца. При этом, чтобы не быть узнанным, он накрывается берестой. В религиозных верованиях и обрядах эвенков береста играла большую роль. Она противостояла злым подземным духам, недоброжелательным шаманам и их духам, была охранительницей семьи, святынь рода.
Сын, узнав отца, рассказывает сказку (а по сути, историю своей жизни). Правда открылась, зло наказано.
В эвенкийской сказке «Табакерка» рассказывается, как охотник, спасший змею, берет от нее подарок – чудодейственную табакерку. Но жадный купец отнимает у охотника табакерку. Охотник мстит купцу при помощи ягод, от которых у купца вырастают на лбу рога. Он долго мучается. Затем охотник приносит другие ягоды и исцеляет жадного купца. В этой сказке затрагивается социальная тема, народная мечта о счастье, справедливости.
Чаще всего волшебным помощником героя бывает конь, или олень. Конь золотой, с золотой гривой, иногда с золотыми подковами. Конь и олень летают по воздуху. Они помогают герою, доставляют его в Верхний мир, часто дают ценные советы, воскрешают его. Волшебными помощниками могут быть звери тайги, рыбы, птицы, а также домашние животные: собака, кошка, жеребенок. Эти помощники могут вместе с героем сказки переживать радость, страдание и горе.
Наряду с волшебными помощниками действуют волшебные предметы. В эвенкийской сказке, например, волшебная табакерка доставляет человеку яства, волшебный ящичек приносит охотнику богатства; люлька превращается в мальчика, гребень – в чащу, ножницы – в скалу, камни – в горы, платок – в непроходимую топь, бич вызывает волшебного коня, шуба может усилить и приостановить течение реки, зуб воскрешает и умерщвляет человека.
Бытовые сказки отличаются от волшебных и сказок о животных тем, что в них преобладает не фантастика, а реальная действительность.
Во всех районах обитания эвенков распространен сказочный сюжет о двух братьях – умном и глупом. Обычно глупого называют Ивул, а умного (ловкого вора и авантюриста, иногда к честного, смелого охотника, человека с высокими моральными качествами) называют Кодоном, Акарамэ, Демпэ, Чоро и т. д. Ивул выступает и в волшебных сказках, но здесь вовсе не глуп а, наоборот, преодолевает любые преграды и выходит почти всегда победителем. Повсеместное распространение и бытование сказок об Ивуле свидетельствует о том, что эти сюжеты являются наиболее древними и складывались в тот период, когда эвенки были объединены во фратрии и племена.
Недоумок Ивул, выполняя поручения умного брата, совершает тягчайшие преступления, но все это он делает по своей глупости. Когда Ивулу велят принести для лодки ребра, он убивает свою мать и приносит ее ребра. Отправляясь на охоту, он выполняет наказ брата «что увидишь, то и стреляй» и убивает насекомых.
В настоящее время в эвенкийских районах имя «Ивул» стало нарицательным, так называют людей глупых, ленивых, тунеядцев.
Эвенки живут на Севере, где воздух бывает очень холодным. Они усвоили из опыта жизни, что спастись от холода можно только движением, то есть своим теплом. Эти знания нашли отражение в сказке про быстрого оленя («Как олень эвенкам достался»). В сказке «Спор оленей» проводится идея, что человек является защитником полезных животных. Это выражается в споре оленей, после которого часть животных ушла к человеку и сохранилась от хищников, а другая часть осталась дикой и беззащитной.
Эвенки внимательно наблюдали за влиянием на них природных стихий: воды, земли, огня, воздуха. Исключительный интерес представляют сказки о борьбе человека за обладание огнем. Огонь обычно хранится у старика-волшебника, и в эвенкийских вариантах сказки старик просит рассказать семь веселых рассказов, после чего победителю отдается вечный огонь.
Особое отношение у эвенков к стихии огня, потому что без тепла и света от огня они могут погибнуть («Огонь»).
Эвенки любят и берегут свою землю. Они знают, что если не любить ее, то она отплатит тем же, не будет давать человеку пищу и кров («Жили пять человек»).
Если обратиться к сказкам «Монгуна», то узнаем, что сказочное пространство становится местом, где проверяются убеждения и взгляды героев на соответствие общечеловеческой норме. Монгун и его мать, столкнувшись с препятствиями, не пали духом, не ожесточились, а мужественно преодолели их и получили награду, воссоединившись и обретя новый дом вместо старого «лесного» чума.
«Чум» по представлениям эвенков мыслился заполненным водами, символизировавшими первозданное состояние вселенной. Образ дома, символизирующий приобретение душевного покоя, счастья, семейной гармонии.
Благодаря огню отвергнутая мать Монгуна сумела выжить в суровых таежных условиях. По верованиям эвенков, огонь обладает сверхъестественной силой изгонять злых духов. Огонь выступает как хозяин и глава семьи или рода, хранителя человеческих душ. В мифологиях огонь считался «главной домашней святыней. Он обладал силой изгонять злых духов, им очищали жилище, охотничье снаряжение, перед камланием – шаманские атрибуты, он способствовал благополучию, хозяйственной деятельности, удачной охоте, здоровью оленей, предупреждал о предстоящих событиях треском горящих дров, вспышек от пламени, отколовшимся угольком, полетом искр.
Почитание огня выражалось в многочисленных запретах: нельзя бросать в очаг острые предметы или рубить дрова близко от костра, чтобы не поранить духа, проливать кровь, воду в огонь, плевать, класть кости животных, рыбы и др. При этом эвенки приносили ему жертвы, бросали первый лакомый кусочек еды. Охотники в тайге угощали духа огня, прося послать зверя, поскольку от него успех зависел не меньше, чем от духа-хозяина охоты. Считалось, что дух-хозяин огня идет впереди и, если поймает душу зверя, тот станет добычей охотника»
В эвенкийских сказках содержится богатый материал о родной природе, животном и растительном мире. Ярко представлены в сказках и объекты неживой природы: солнце, месяц, ветер, выступающие не только как силы природы, но и как персонажи со своим характером. Эвенкийские сказки поэтизируют красоту родной природы, что, наряду с другими особенностями, придает им высокую художественную ценность и национальное своеобразие.
Эвенкам хорошо знакомы съедобные свойства растений. В народе также хорошо известны и лечебные свойства растений. В арсенале эвенкийской народной медицины насчитывается всего 114 видов местной флоры. Близкое общение с природой вырабатывало у людей наблюдательность.
Так, дети с малых лет приучаются бережно относиться к каждому дереву, зверьку или насекомому. Например, никому не разрешается рубить крупное дерево, наоборот, любой проходящий мимо как бы “одаривает” его, развешивая на его ветках что-либо памятное. В некоторых местах вокруг такого дерева строят изгородь.
Детский фольклор
Репертуар детского фольклора у народностей Севера почти не изучен. Мы нашли несколько сказок, бытующих в детском коллективе. Такие сказки бывают трех видов :
1)нимнгакан-эвивун (сказка-игра или сказка-игрушка). Это коротенькие сказки, построенные на диалоге – вопросы и ответы:
– Пойдем купаться.
– Утону.
– За траву держись.
– Руки порежу.
– Рукавицы надень.
– Вымочу.
– Высуши.
– Засохнут.
- Разомни.
– Сломаются
2) улгучэвун – сказка-рассказик, в основе которого лежит аллитерация.
3) сказки, заимствованные из репертуара русской народной сказки, но с некоторыми изменениями, например, «Колобок» (у эвенков «Лепешка»); «Репка» (у эвенков «Самородок золота»).
Заключение
Эвенки – народ выносливый, мужественный, терпеливый. Им всегда были присущи такие качества, как честность, открытость, искренность. Среди эвенков, по нашим наблюдениям, особо можно выделить стремление жить интересами людей, уважительное, равноправное, справедливое и чуткое отношение к запросам и устремлениям старшего поколения, бескорыстная взаимопомощь и забота об окружающих людях, взаимная солидарность и заинтересованность.
Особенности северных сказок - эти сказки о природе, традициях, быте людей. Именно из сказок мы впервые узнаем о том, что в разных странах люди живут по-разному, получаем первое представление о культуре разных народов. Поэтому любой сборник сказок народов мира – это своеобразная энциклопедия, источник знаний о культуре стран и народов
Эвенкийские сказки учат думать о завтрашнем дне, они наполнены любовью к родному краю и природе, к которой человек не должен относиться потребительски, а должен быть бережливым хозяином своей родной земли.
Вот такие пословицы помогают сделать выводы из эвенкийских сказок :
Рано уходи на охоту — тогда будешь иметь добычу.
Часто не сердись и не дуйся, а то скоро состаришься и заболеешь.
Если ты будешь жадным, то будешь одиноким и тебе никто не поможет.
Не бей оленя, а то дух оленя рассердится, и от тебя уйдут все олени.
Счастливый тот человек, который любит жизнь, работает и никому не завидует.
Не ругай женщину-мать, а то ее ребенок вырастет плохим человеком.
Помоги старому человеку.
Радость старого человека осчастливит других людей.
Не ругай и не бей маленького ребенка, а то душа ребенка испугается и улетит от тебя.
Не убивай орла, а то все птицы на тебя обидятся.
Детям нельзя дразнить старых людей. Дети, которые дразнят стариков, вырастают глупыми людьми.
В заключении пришли к такому выводу, что ни один народ не может без сказок жить.
В них заключается его мудрость, и всегда прославляется добро, справедливость, правда, осуждается и наказывается зло. Сказка способствует формированию определенных нравственных ценностей, идеала, сказка учит добру.
Список литературы
1. Акбальян Е. Р. Фольклор народов Крайнего Севера и Дальнего Востока России. -М. : «Северные просторы», 2002.-544с.
2. Ермаков В. Человек сильнее всех - Красноярское книжное издательство, 1986.-144с.
3. Шимичев В. Узорочье жизни. - М. : «Узорочье жизни», 1989. – 315с.
4.https://www.PlanetaSkasok.ru
5.https://www.roman.by
6.https://www.prosa.ru
7. Эвенкийские сказки. Монгун. https://www.vknigge.ru