Светлана Гайдамака
«Читайте детям сказки». Консультация для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
"Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений"
В. А. Сухомлинский
Цель:
Обратить внимание родителей на значение совместного чтения сказок с детьми, познакомить их с правилами чтения сказок, приемами активизации интереса к сказкам.
Публикация «„Читайте детям сказки“, Консультация для родителей» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
Сказка это неотъемлемая часть жизни, развития и воспитания каждого ребенка. Многие из Вас согласятся, что самые яркие воспоминания из детства – это сказки, рассказанные на ночь тихим мелодичным голосом мамы или бабушки. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего детства и остается с ним на всю жизнь.
Что дает нам сказка?
Сказка развивает речь ребенка, является источником новых незнакомых ему слов, на которые важно обращать внимание ребенка, помогает увеличивать словарный запас. Рассказывая, ребенок учится последовательно излагать события, говорить эмоционально, примеряя на себя образы сказочных героев.
Беседуя с ребенком о прочитанном, мы учим его отделять главное от второстепенного, понимать идею произведения, делать выводы и доказывать свое мнение. Детская сказка – это средство познания мира, способ активного мировоззрения.
Читать сказки нужно с выражением, соблюдая соответствующую интонацию – это послужит хорошим образцом для формирования эмоциональной, красивой речи ребенка.
Сказки это прекрасное средство развития фантазии и воображения. Особенно здесь могут быть полезны сказки без иллюстраций, когда ребенку предоставляется возможность самостоятельно представить образы, нарисовать картину происходящего в своем воображении.
Какие сказки читать?
Конечно же, русские народные сказки. Это человеческий опыт, творчество, переходящие из поколения в поколение в поколение. Тем самым мы не только воспитываем и развиваем наших детей, но приобщаем к их к культурному наследию наших предков.
Очень важно правильно выбирать ребенку сказки. Сказку необходимо подбирать в зависимости от возраста ребенка, возможных особенностей развития.
С двухлетнего возраста дети отдают предпочтение сказкам с циклически повторяющимися событиями, как, например, в сказках «Теремок», «Колобок», «Репка». Лучше всего усваиваются сказки с персонажами животных, ребенок любит повторять звуки, имитирующие персонажи сказки.
С двух до пяти лет у ребенка активно развивается способность к фантазии. В этот период следует ребенку покупать сказки о волшебстве, которые обязательно придутся ему по душе. С пяти до семи лет, как правило, ребенку интересны сказки с динамичным сюжетом, приключенческая литература.
Даже после освоения ребенком навыков самостоятельного чтения, не следует отказывать ребенку в чтении перед сном. Ведь иногда любопытство ребенка сильнее, чем скорость чтения. А отказ может навредить и отбить у ребенка интерес к книжкам надолго.
Как читать сказки?
Главный смысл сказки, который необходимо усвоить дошкольнику, - не пассивность, а активность в преодолении собственных страхов и неуверенности в своих силах.
1. Одно из главных усилий – эмоциональное отношение взрослого к чтению. Показывайте ребенку, что это доставляет вам удовольствие.
2. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребенком. Садитесь так, чтобы он мог видеть ваше лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами. Тогда слушатель осознает, что повествование обращено именно к нему, а вам видно, какое место в сказке больше всего его волнует.
3. Читайте неторопливо, но и не монотонно. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громче, то тише – в зависимости от содержания сказки и характеров персонажей. Старайтесь передать интонацией смешную или грустную ситуацию, но не переигрывайте. Излишняя драматизация мешает ребенку воспроизводить в воображении нарисованные словами картины.
4. Сокращайте текст, если он слишком длинный, пересказывайте некоторые фрагменты своими словами, но не уходите от содержания сказки.
5. Читайте сказки всегда, когда ребенок хочет их слушать. Может быть для взрослых скучновато, но для ребенка – нет.
6. Читайте ребенку каждый день, даже тогда, когда он научится делать это сам.
7. Незнакомую сказку сначала прочитайте сами, чтобы направить внимание сына (дочери) в нужное русло.
8. Обыгрывайте впечатления, полученные ребенком при слушании сказки, дайте ему возможность выразить свои чувства, свое отношение к прочитанному.
9. Читать сказку нужно так, чтобы ребенок сопереживал поступкам героев, с восторгом воспринимал добро и всей душой противился злу.
10. Читая сказку, необходимо обращать внимание ребёнка на образный язык сказок, привлекая их к повторению запоминающихся фраз, песенок с использованием интонационной выразительности.
Но если ваш ребёнок не проявляет интереса к слушанию, а в дальнейшем и к чтению сказок? Не огорчайтесь!
Предложите ребенку поиграть со сказкой! Сделайте домашний мини-театр своими руками, вместе с ребёнком и вы удивитесь переменам. Поверьте, изготовление забавных героев сказки принесет вам с ребенком огромное удовольствие. Затем уже можно разыгрывать с ними различные спектакли. Но главное, что что время, проведённое в беседе с ребенком, откроет Вам много нового о вашем ребёнке.
Предложите ребёнку проиграть сказочную ситуацию с его любимыми мягкими игрушками, а затем придумайте вместе новую историю. Это отличный способ без слёз и капризов выучить с ребёнком стихотворение, решить задачку, выучить букву, почитать и т. п. Вот некоторые из игр в которые можно поиграть с ребенком:
Игра «Пропущенный кадр» Для игры можно использовать серии картин для рассказывания сказок, которые сейчас в достаточном количестве можно приобрести в магазинах. По порядку перед ребенком вкладываются картинки одной из сказок. Одна картинка нарочно убирается. Перед малышом ставится задача вспомнить, какой сюжет пропущен. Если он затрудняется найти ответ, можно положить перевернутую картинку в том месте, где она должна лежать, не нарушая последовательности. После озвучивания недостающего сюжета, необходимо рассказать всю сказку.
Игра «Звукорежиссеры».
После прочтения сказки, рассмотрите иллюстрации к ней. Остановитесь на понравившейся. Предложите своему малышу «озвучить» картинку. Пусть он вспомнит, что говорили герои в данный момент, какие действия выполняли. Также для этой игры можно использовать и фрагменты мультфильмов по одноименным сказкам. Выключите звук, и пусть ребенок озвучивает ход событий.
Игра «Новые сказки»
Возьмите хорошо знакомую сказку. Вспомните последовательность событий в ней, уточните, где происходит действие, какие герои встречаются. И вдруг в сказке что-то стало по-другому: изменилось место действия или появился новый герой. Например, в сказке «Репка» изменим место действия и отправим всех героев на стадион или в кино. А что произойдет, если там появится еще и злой волшебник или бабочка. Вариантов множество.
Читайте своим детям, уделяйте им как можно больше времени, своего внимания и всегда помните, что «счастливое детство нельзя вернуть, но его можно подарить». Это в ваших силах сделать своего ребенка грамотным, начитанным и счастливым.
Удачи Вам, уважаемые родители! Добрых сказок Вам и Вашим детям!