валентина черепанова
Консультация для родителей «Это моё»
▼ Скачать + Заказать документы
"Это мое!"
В возрасте двух – трех лет дети еще не имеют понятия о нашей морали. То, что им принадлежит (а к этому они относят также такие повседневности, как их постоянное место за обеденным столом) воспринимается ими как часть собственной личности; владение и владелец – одно целое. Поэтому любое внешнее посягательство воспринимается как прямое покушение на свою личность.
Отсюда и (мнимо) истерическая реакция. Слова «Дай мальчику на время твою лопаточку» столь же бесполезны, как и обратные увещевания типа «Но ведь это же не твое». Двухгодовалый ребенок просто хочет иметь эту вещь и тогда она, в его представлении, принадлежит ему. В возрасте двух – трех лет девочки и мальчики целиком сосредоточены на своем «я», считают себя центром мироздания и хотят, чтобы он соответствовал их желаниям. Потребуются определенные усилия, ласковое стимулирование правильного поведения, прежде чем дети начнут постепенно осознавать разницу между «мое», «твое» и «наше». Нельзя принуждать ребенка делиться. В таком случае он еще больше будет цепляться за свое (и к тому же будет чувствовать себя преданным своими родителями).
Темочки:
Легче всего способность отдавать что – либо приобретают «богатые» дети – богатые уверенностью в том, что их любят. Отдельную, особенную значимость имеет материальный аспект: детей, растущих в трудных условиях, видящих, что родителям приходится экономить во всем, часто блокирует парализующая мысль о том, что им и так многого недостает. Примерно с детсадовского возраста, когда на передний план выступает в коллективе умение общаться, происходит перелом.
К этому времени дети должны уже узнать, что притязания их имеют определенные границы: мать не дает играть своей косметикой, отец не позволяет нарушать порядок на его рабочем столе. Родителям надо активно обращаться к теме дележа, превращать его в задачу. Например, дарить братьям/сестрам «на всех», скажем, плитку шоколада, кулечек конфет, которые они сами должны поделить между собой. Отец, мать вмешиваются только тогда, когда это не получается. Или им дарят какую-нибудь игру, кассету, им надо договориться, как они будут пользоваться ею – по очереди или все вместе. Если же в семье только один ребенок, то же самое применимо в отношении его друзей, товарищей по играм.
Детям нужны примеры, поощряющие щедрость. Лучше всего для этого подходят родители, показывающие пример своей жизнью. Скажем, такой: «Моя сестра очень радовалась, когда я одолжила ей на праздник свое выходное платье». С детьми, у которых много вещей и игрушек, полезно совместно отбирать кое – что для благотворительных организаций. Конечно, надо, чтобы при этом они могли расставаться не только с тем, что отслужило свой срок (за исключением чего-нибудь особенно любимого). Первый шаг к этому наблюдается у малышей в возрасте одного – двух лет: они спонтанно раздают какие-нибудь игрушки из своего окружения, например, протягивают взрослому соску. Это надо как – то отмечать, давать в ответ какую-нибудь мелочь от себя. Так формируется понимание того, что брать и давать – один из признаков гармоничного существования.