Елена Острая
Консультация для родителей «Взаимодействие семьи и ДОУ в процессе социализации дошкольника»
«Взаимодействие семьи и ДОУ в процессе социализации дошкольника»
Семья и ДОУ - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка требуется их взаимодействие. Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Поэтому так важно для успешного воспитания установление партнёрских отношений между дошкольным образовательным учреждением и родителями.
Публикация «Консультация для родителей „Взаимодействие семьи и ДОУ в процессе социализации дошкольника“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка.
Цель и задачи, стоящие перед семьей и детским садом, едины: воспитать здоровых, всесторонне развитых людей.
«Искусство воспитания имеет одну особенность: всем оно кажется делом знакомым, понятным и легким. И чем менее человек знаком с теорией и практикой воспитания, тем легче оно ему кажется» – эти слова написаны К. Д. Ушинским более 130 лет назад. К сожалению, до сих пор в подходе к воспитанию у некоторых родителей преобладает как раз подобное мнение. Как же привлечь внимание родителей к ценным советам воспитателей, предотвратить отчуждение семьи от ДОУ.
Одной из основных задач детского сада является вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс с целью обогащения воспитательного опыта родителей, повышение их педагогической компетентности.
Человеку нравится делать то, что ему интересно, в чем он заинтересован. Следовательно, родителей важно заинтересовать работой в детском саду, показать, что может детский сад сделать для их детей, объяснить необходимость тесного сотрудничества. Чтобы позитивно влиять на желание той или иной семьи участвовать в работе группы, педагог должен хорошо знать всех родителей своей группы и учитывать индивидуальные особенности не только разных семей, но и членов каждой семьи.
Основные принципы организации работы с семьей
Открытость детского сада для семьи (каждому родителю предоставляется возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребёнок);
Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
Какими формами работы мы можем взаимодействовать с родителями :
Формы работы с родителями подразделяются на
• коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные;
•традиционные и нетрадиционные.
Традиционная форма работы- это работа с коллективом родителей — групповые родительские собрания. Большие возможности раскрывает работа с коллективом родителей — широкая педагогическая информация, обмен опытом, привлечение родителей к участию в жизни детского сада. Дни открытых дверей — это возможность для родителей присутствовать на любом занятии, прогулке, принимать участие в разных мероприятиях дошкольного учреждения.
Нетрадиционные формы работы с родителями :
Совместные досуги, праздники. Участие родителей в выставках, конкурсах. Мастер-классы, проекты. Пожалуй, ничто другое так не сближает педагогов и родителей, как совместный досуг детей и родителей, где последние выступают полноправными участниками. При их подготовке родители задействованы практически во всех мероприятиях, такой подход побуждает к творческому сотрудничеству родителей, детей и воспитателей, устраняет отчуждённость между ними, вселяет уверенность в успехе совместной работы, решает многие проблемы. Общение родителей между собой сплачивает и детей, помогает общению. Образуется общее поле интересов, действий детско-родительского сообщества в детском саду и дома. Наряду с этим устанавливается более тесная связь дошкольных учреждений и семьи, что положительно влияет на воспитательную и оздоровительную работу с детьми. Участие родителей в соревнованиях способствует сближению членов семьи, формирует интерес к физической культуре, а через неё — к здоровому образу жизни.
Рекомендации по созданию условий полноценной социализации детей дошкольного возраста на основе взаимодействия ДОУ и семьи :
• 1. Необходимо претворять в жизнь психологию доверия в ДОУ.
Доверие родителей к педагогу основывается на уважении к его опыту, знаниям, компетентности в вопросах воспитания и, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, доброта, чуткость).
Родители должны быть уверены в хорошем отношении к своему ребенку воспитателя. Для того чтобы заслужить доверие родителей, педагог может организовать свое взаимодействие с ними следующим образом (В. А. Петровский).
1-й этап – «Трансляция родителям положительного образа ребенка». Педагог никогда не жалуется на ребенка, даже если он что-то натворил.
2-й этап – «Трансляция родителям знаний о ребенке, которых они не могли получить в семье». Воспитатель сообщает об успехах и особенностях развития ребенка в ДОУ, особенностях общения его с другими детьми, результатах учебной деятельности, данных социометрии и т. д. При этом соблюдается принцип «ваш ребенок лучше всех"
3-й этап – «Ознакомление воспитателя с проблемами семьи в воспитании ребенка». На данном этапе активная роль принадлежит родителям, воспитатель только поддерживает диалог, не давая оценочных суждений.
4-й этап – «Совместное исследование и формирование личности ребенка». Только на этом этапе педагог, завоевавший доверие родителей при успешном проведении предыдущих этапов, может начинать осторожно давать советы родителям. Общая продолжительность этапов занимает около полутора-двух месяцев. (3)
2. Осуществление педагогами ДОУ работы по вовлечению родителей в учебно-воспитательный процесс дошкольного учреждения. В работе ДОУ следует придерживаться направления создания единой активной развивающей среды, обеспечивающие общие подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.
Осуществление контактов и связей между родителями и педагогами ДОУ :
а) проведение неформальных бесед о детях или запланированных встреч с родителями, чтобы обсудить достигнутые успехи, независимо от конкретных проблем;
б) предоставление родителям письменного материала об их детях;
в) предложения посетить психолога, обратить внимание на виды детской деятельности или режимные моменты;
г) оформление доски объявлений для родителей;
д) организация «родительских дней» с целью показать, как занимается их ребенок, или познакомиться с работой ДОУ.
– Привлечение родителей для оказания помощи ДОУ:
а) в организации совместных целевых прогулок, досуга;
б) организация видеосъемки занятий или праздников и т. д. ;
– Участие родителей в ежедневном посещении детьми ДОУ:
а) приглашение остаться со своим ребенком, присоединиться к занятиям, играм с детьми;
б) оказание помощи в определенных случаях, например при проведении экскурсии.
- Вклад родителей в развитие и обучение своего ребенка:
а) родители работают вместе со своим ребенком в детском саду (это должно происходить в контексте понимания педагогами необходимости научить родителей взаимодействию с ребенком);
б) родители продолжают дома работу по обучению детей, которую ведут педагоги.
3) Своевременное проведение диагностики общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка (с учетом стиля и особенностей семейного воспитания) для оказания помощи родителям.
Выявление проблем и оказание помощи (предоставлению информации родителям или обучение практическим навыкам, проведение педагогических консультаций, бесед, семинаров, тренингов, конференций.
Выполнение данных рекомендаций, по моему мнению, способен оказать положительное воздействие на процесс взаимодействия ДОУ и семьи ребенка в целях успешной и полноценной социализации ребенка-дошкольника. Достигается положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители обретут уверенность в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем. В полной мере будет учитываться индивидуальность ребенка, так как педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их в работе, учитывает тип семьи и стиль семейных отношений, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса. Также дает возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.
Практическая часть. Банк идей.
Предлагается пополнить банк идей, ответив на вопрос: Как сделать общение с родителями наиболее продуктивным и приятным?