Довгополова Елена
Консультация для родителей воспитанников подготовительной группы
▼ Скачать +Заказ
Как быстро растут дети. Иногда так быстро, что мы часто не поспеваем за изменениями в их развитии; казалось бы, только-только мы нашли приемы и способы, обеспечивающие «правильное воспитание», как они уже устарели. Каждый возраст нам несет свои сюрпризы, свои радости, свои огорчения. Но ведь это так интересно с каждым днем все лучше узнавать своего ребенка, видеть, как вашими усилиями рождается такое чудо- человеческая личность.
Публикация «Консультация для родителей воспитанников подготовительной группы» размещена в разделах
Всегда был очень трудный вопрос: как нужно относиться к -шестилетнему ребенку- как к маленькому или как к большому? Вот как на этот вопрос отвечают сами дети: «Я уже большой», «Маленькие – это те кому 5 лет, кто в малышовую группу ходит», «Я большая, мне мама сказала», «Я большой, мне только еще надо чуть-чуть подрасти», «Я почти взрослый». Дети в этом возрасте упорно не желают признавать себя маленьким.
В основе этого лежат изменения в сознании, самооценке ребенка, происходящие к шести годам. Самосознание- всегда определенный уровень самовосприятия, ряд убеждений, предположений, представлений, оценок качеств самого себя. Ребенок к шести годам имеет вполне устойчивое представление о себе – знает, что он собой представляет, какими качествами обладает, чем отличается от других. Он становится все более самостоятельным, независимым от взрослого, а его отношение к себе и другим людям усложняется. Поэтому шестилетний ребенок кажется нам более критичным (особенно по отношению к другим) и более уделяющим внимание своим индивидуальным предпочтениям (в еде, одежде, выборе занятий, друзей).
Одним из важных компонентов самосознания является самооценка. Наряду со знаниями о себе она предполагает и какую-то оценку себя. Формируется самооценка в детском возрасте путем отражения оценок окружающих людей, преимущественно взрослых, а чуть позже- путем с и путем оценивания других. сопоставления, сравнения своих качеств и поступков с усвоенными нормами и путем оценивания других.
Шестилетка имеет представление о нормах поведения и знает множество способов им соответствовать. Но лучше ему пока удается оценка поведения других людей, преимущественно взрослых, чем своего собственного. Часто ребенок с позиции критика или судьи рассказывает о плохом поведении других детей и взрослых. Но на свои неправильные поступки нет таких гневных откликов. Как правило, себя ребенок считает жертвой обстоятельств и находит себе оправдание. Если он, например, обидел или ударил кого-то, он сообщает, что «пошутил», «так играл», «нечаянно», «только дотронулся, он сам упал». Если мы предложим ребенку разделить поровну угощение, а ребенок этого не сделает, он не считает себя жадным, а говорит, что «ему уступили», «он ел-ел и не заметил, что осталось совсем мало и нечего делить», «ждал-ждал, думал, что Саша не придет, и съел сам, а он пришел». Подобные поступки ребенок не оценивает как неблаговидные и протестует, если вы называете его драчуном, жадиной или лгуном, потому что ребенок еще не «взрослый» : эмоции, собственные потребности, сиюминутные желания в нем еще настолько сильны, что заслоняют смысл поступка и не дают возможности объективно оценить собственные действия.
Необходимо помочь ребенку овладеть своим поведением. С помощью взрослых он должен учиться сравнивать свои действия с действиями других в сходных ситуациях и уметь признавать объективное их качество. Не нужно увлекаться чтением моралистической литературы ребенку, утруждать ребенка чтением нотаций о ценности нравственности, не нужно брать с ребенка обещаний, что он всегда и везде будет поступать «как надо». На словах ребенок может и поступит правильно, но при столкновении с реальностью… свои желания оказываются сильнее.
Кроме того, в шесть лет самооценка формируется неравномерно, ребенок может объективно оценить себя в одном качестве и ошибаться в другом (например, переоценивать свои математические данные, литературные способности и недооценивать свои музыкальные дарования). Часто это зависит от неустойчивости критериев, которыми пользуется ребенок: деятельности, которые им больше освоены, имеют более четкие критерии, чем те, с которыми сталкивается ребенок впервые; деятельность, которая сильнее связана с оценочным отношением взрослых и сверстников, имеет более жесткие ориентиры качества, чем та, которой ребенок занимается только в одиночку. Оценивание ребенком своих поступков, качеств, успехов всегда сильно привязано к общим и частным оценкам взрослых и сверстников. Например, вы похвалили ребенка за успех в каком-то деле или за хороший поступок, но в глазах ребенка эта оценка возрастает до глобальной оценки его личности.
Шестилетки, которые посещают детский сад имеют более четкие критерии для оценивания успехов в игре и в системе личных отношений, чем в обучении и рисовании.
От родителей, от семьи многое зависит, какая будет формироваться самооценка шестилеток – адекватная или неадекватная (завышенная или заниженная). Родительское всепрощение (на, он еще маленький, стремление оправдать неблаговидный поступок ребенка в любом случае и представить их самому ребенку как «вполне правильный» и «простительный», переоценка успехов ребенка без должного критического анализа – все это верный путь к формированию некритической личности с завышенной самооценкой. И наоборот, строгость, постоянная критика, родительский углубленный поиск недостатков, смакование промахов ребенка, чрезмерная фиксация его внимания на неуспехах и просчетах, тактика постоянного пробуждения в нем чувства вины и стыда без объяснений и возможных оправданий для ребенка приводят к формированию ущербной личности с заниженной самооценкой и рукотворным комплексом неполноценности (постоянным переживанием ребенком чувства безысходности, неудачливости, неумелости).
В воспитании, как нигде, нужно чувство меры и родительская объективность – без снисходительности и потакания ребенку (ничего, он еще маленький, успеет еще настрадаться, но и без унижения и оскорбления его достоинства. Не забывайте: любой, даже самый маленький хороший поступок должен быть оценен по достоинству, но и наказывать следует только за те поступки, где ребенок сознательно поступил безнравственно. Ребенок еще маленький, он живет еще не по «взрослым» меркам, но не настолько, чтобы различить «что такое хорошо и что такое плохо».
Самооценкой во многом определяется активность личности. Шестилетка с высокой самооценкой увереннее, смелее, инициативнее в общении. Он стремится к проявлению своей индивидуальности, интересов, способностей, легче переживает неуспехи, быстрее исправляет ошибки. Дети с низкой самооценкой оказываются в более трудном положении: они стараются меньше проявлять самостоятельность и инициативу из-за боязни неуспеха, сложнее завязывают контакты, стремятся избегать обязанностей, в которых есть соревновательное начало, в которых нет гарантии удачи, они робки, стеснительны, незаметны.
Еще одним компонентом самооценки является способность ориентироваться на возможные отношения и мнения со стороны других- рефлексия. У шестилетки есть зачатки такой рефлексии, но не во всех обстоятельствах. Ребенок может рассчитать реакцию, какую даст мать, например за разорванную рубашку или потерянные варежки или отец на то, что сын подрался, и в соответствии с нею выстроить «оправдательную» или «героическую» версию случившегося. Так на свет появляются самые невероятные истории. Для своей «выгоды» шестилетка может прикинуться беззащитным, слабым, чем есть на самом деле и искать утешения (например у бабушки, может слегка приврать, обернув обстоятельства в свою пользу, «сыграть» маленького и наивного ребенка, который, оказывается, «не знал…». Не всегда его актерские данные достигают желаемого результата. (ведь отец накажет иной раз не столько за проступок, сколько за вранье, но рефлексия позволяет ребенку более тонко разбираться в окружающих людях и поэтому более гибко строить свое поведение. В это время появляются юные льстецы, и пай-мальчики, и упрямцы.
Самооценка и рефлексия влияют на формирование уровня притязаний – уровня достижения ребенком целей такой степени сложности, на которые он считает себя способным. Уровень притязаний также бывает адекватным и неадекватным (заниженным или завышенным, но он тесно связан с реальным успехом или неуспехом в какой - либо деятельности. Ребенок шести лет может ставить себе цели и достигать хорошие результаты.
Конечно, шестилетка еще маленький, но ему так хочется быть взрослым, что он готов желаемое принять за действительное, тем более, что в его психике формируются предпосылки более старшего возраста – младшего школьного. И, зная это, мы можем дать ребенку наслаждаться желаемой взрослостью – всегда принимать все всерьез, давать «взрослые» поручения, заниматься с ним «взрослыми» делами.